Как большевики отомстили сами себе за крейсер «Очаков»

Мемориальная доска в Мурманске. Фото: Wikimedia.org

Лучший крейсер русского императорского флота «Аскольд» после Октябрьской революции был пущен на металлолом по идейным соображениям

Сюрприз для японцев

Красавец-пятитрубник, бронепалубный крейсер «Аскольд» ворвался в гавань Порт-Артура и бросил якорь на рейде. Японские шпионы оторопели от такого сюрприза – они совершенно не предполагали, что у русских в запасе имелся мощный, быстрый и маневренный современный корабль. «Аскольд» был построен в Германии по индивидуальному проекту и превосходил по скорости и артиллерийскому вооружению однотипные крейсера японского флота. Опасения японцев подтвердились уже в первой морской стычке. 11 февраля 1904 года «Аскольд» вместе с крейсерами «Баян» и «Новик» успешно участвовал в перестрелке с четырьмя японскими крейсерами. Потом задал жару японцам, прикрывая постановку мин русскими эсминцами возле Порт-Артура. И самым ярким подвигом русско-японской войны, конечно же, стал знаменитый прорыв крейсера из Порт-Артура во Владивосток.

Крейсер «Аскольд». Фото: Wikimedia.org

Первая мировая

Следующие подвиги на море крейсер совершил уже в годы Первой мировой войны в Средиземном и Черном морях. Особою роль крейсер выполнял во время Дарданелльской операции. «Аскольд» вошел в 6-ю эскадру союзного флота под командованием французского контр-адмирала Гепратта и не давал германским кораблям даже приблизиться к проливам. Едва завидев его дымы, вражеские корабли ложились на обратный курс и спешно уходили в открытое море. Также крейсер принял участие в операции союзного флота у побережья Болгарии и в высадке союзного десанта, занявшего греческие форты на мысах Кара-Бурну и Тузла.

В марте 1916 года «Аскольд» прибыл в дружественную Францию, чтобы провести ремонт на заводе «Форж э Шантье» в Тулоне. Однако в экипаже существовала революционная ячейка, члены которой решили лишить ненавистное царское правительство мощного судна. С помощью бикфордова шнура злоумышленники подожгли порох в гильзе одного из орудийных патронов, чтобы спровоцировать взрыв. Гильза разлетелась, но снаряд не взорвался. Утром после взрыва арестовали 28 человек, позже еще 49. В итоге следственная комиссия обвинила в причастности к взрыву восемь человек, и 10–12 сентября состоялся суд, приговоривший четырех матросов к смертной казни; еще 113 человек в тот же день отправлены в Россию. Впоследствии большевики не простили крейсеру этот эпизод в его биографии.

Крейсер «Очаков» на советской почтовой марке. Фото: Wikimedia.org

Параллельным курсом

Теперь перенесемся на несколько лет назад. Крейсер «Очаков», хоть и был собратом «Аскольда» по классу, все же уступал ему и в скорости, и в вооружении. Да и экипаж на нем подобрался не такой твердый. Поэтому агитаторы нашли здесь отличную почву для своих революционных идей уже в 1905 году – на крейсере вспыхнул мятеж, который возглавил лейтенант Петр Шмидт. С революционерами и их кораблем поступили радикально – просто расстреляли его из орудий береговых укреплений. Так новый крейсер, едва спущенный на воду, оказался на ремонте в доках. Чтобы стереть память о революции, его переименовали в «Кагул». Забавно, что в тот же день настоящий крейсер «Кагул» получил имя «Память Меркурия», никогда не приносившее счастья русским кораблям.

В годы Первой Мировой войны крейсер ничем не отличился. Возможно, ему удалось бы добыть себе славу в нелегком морском сражении, но случилась революция. Корабль прибрали к своим рукам белогвардейцы и вскоре переименовали в «Генерал Корнилов». Когда последние батальоны армии Врангеля бежали из Крыма, экипаж крейсера поднял пары и ушел в Константинополь, а затем в тунисскую Бизерту.

Советская морская комиссия прибыла в Тунис, чтобы договориться о возвращении революционного крейсера. Но эти переговоры закончились неудачей, и корабль был продан местной фирме на слом.

* * *

Как ни странно, это предрешило и судьбу «Аскольда». Большевики очень внимательно относились к своим легендам. «Очаков» был для них символом революции и героизма, «Аскольд» – неудачи и гибели товарищей. Если белогвардейцы не отдали «Очаков» – пусть вместе с ним погибнет и «Аскольд», глаз за глаз. Заложенный когда-то в Германии замечательный крейсер, который еще вполне можно было восстановить, выкупили у захвативших его англичан и продали на его «историческую родину» на металлолом. Полученный металл был использован немцами для вооружения своей возрождавшейся армии, но это уже совсем другая история…