Валентин Серов: Я не развращаем!

Великий русский художник никогда в жизни не ел хлеба

Великий русский художник никогда в жизни не ел хлеба


Выставка Валентина СЕРОВА в Третьяковской галерее стала самой посещаемой в истории СССР и России. 250 картинами мастера портрета полюбовались около 450 тысяч человек. Ничего подобного не видели на прошлогодней выставке в Санкт-Петербурге, приуроченной к 150-летию со дня рождения художника.
О феномене Серова и малоизвестных фактах его биографии мы беседуем с кандидатом искусствоведения Евгением ГОРЧАКОВЫМ.







«Автопортрет» В. А. СЕРОВА (1880)

«Автопортрет» В. А. СЕРОВА (1880)

- Евгений Вадимович, чем вы можете объяснить невероятный ажиотаж вокруг нынешней выставки?
- У меня нет рационального ответа на ваш вопрос. Вряд ли большинство посетителей знали и учитывали слова поэта Валерия Брюсова: «Со смертью В. А. Серова перестал жить, быть может, величайший русский художник наших дней». Видимо, если нет хлеба, хотелось хотя бы зрелищ. Кстати, художник вообще хлеба не ел. Чем буквально привел в ступор своего первого учителя живописи Илью Репина. Когда в 1903-м Серов чуть не умер от прободения язвы желудка, часть корифеев тогдашней медицины связывала болезнь живописца с этой особенностью его рациона.
- Наверное, Серов хорошо зарабатывал и вместо хлеба насущного ел балычок и расстегаи с вязигой?
- Отнюдь. Он действительно был модным художником, его покровители, семья фабрикантов Мамонтовых, обеспечивала его заказами, но в деньгах Валентин Александрович не купался. Когда он писал портрет фабриканта Алексея Абрикосова, тот регулярно прерывал сеанс позирования и уходил обедать. Художника же оставлял за мольбертом. Серов написал Абрикосову письмо: «Советую вам поступать так, как принято в «хороших домах». Во время обеда некоторые господа сажают художника к себе за стол, а некоторые, которые попроще, отсылают его на кухню к прислуге, а голодного не отпускают».






Для хрестоматийной «Девочки с персиками» художнику позировала Веруша МАМОНТОВА (1887)

Для хрестоматийной «Девочки с персиками» художнику позировала Веруша МАМОНТОВА (1887)

- Что делать, отцу шестерых детей приходилось думать о пропитании.
- Серов боролся за каждую копейку. Жена Льва Толстого, Софья Андреевна, вспоминала, как он просил дать ему за портрет 800 рублей вместо оговоренных заранее 600. Это показалось ей «странным и неделикатным». Больше Толстые с ним не общались. К слову, работой живописца Софья Андреевна осталась недовольна. В книге «Моя жизнь» она пишет, что Серов придал ей, живой и бодрой, какую-то разваливающуюся позу, чем испортил портрет.
- Другие заказчики были более снисходительны?
- Как бы не так. В 1900 году готовый портрет Николая II пришла смотреть царица. Государыня принялась указывать художнику, где подправить овал лица, где выразительнее сделать изгиб бровей. Серов побагровел: «Так вы, Ваше Величество, лучше сами уж и пишите, коль так хорошо умеете рисовать». Александра Федоровна вспылила, топнула ногой и удалилась.






В 1889 году Ольга Фёдоровна ТРУБНИКОВА стала женой и любовью всей жизни СЕРОВА (картина «Летом», 1895)

В 1889 году Ольга Фёдоровна ТРУБНИКОВА стала женой и любовью всей жизни СЕРОВА (картина «Летом», 1895)

- Больше никто не пытался «улучшить» картины Серова?
- Однажды художник, не закончив портрет Софьи Драгомировой, уехал. Перед тем как сдать полотно заказчице, Илья Репин нанес пару мазков на костюм и аксессуары дочери прославленного генерала. Лица он не коснулся. Узнав о самоуправстве великого живописца, Серов написал Репину чрезвычайно резкое письмо. Это поссорило их на долгие годы.
- Вельможные клиенты наверняка платили не скупясь?
- Если бы. Серову даже пришлось писать письмо начальнику канцелярии Его Величества, в котором он оправдывался, что назначил за портрет царя слишком высокую цену. Валентин Александрович объяснял, что хотел получить не меньше, чем придворные живописцы из Европы.
Валентин Александрович не боялся идти наперекор властям. В 1892 году новый генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович принялся «зачищать» город от евреев-ремесленников. Под горячую руку попал и Исаак Левитан. Художнику пришлось покинуть город. Лишь заступничество влиятельных друзей помогло ему вернуться. Именно в это время Серов пошел против «тренда» и написал портрет Левитана.






Самая скандальная картина - «Портрет Иды РУБИНШТЕЙН» была приобретена для Музея царя Николая II (1910)

Самая скандальная картина - «Портрет Иды РУБИНШТЕЙН» была приобретена для Музея царя Николая II (1910)


Тут весь выдохся


- В 90-х годах Серова как портретиста рвали на части. А критики к нему благоволили?
- На выставке, где в числе прочих демонстрировалась и одна из лучших картин Серова «Девушка, освещенная солнцем», член-учредитель «Товарищества передвижников» Илларион Прянишников громогласно заявил: «Это не живопись! Это какой-то сифилис!» Сам же Серов считал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло. Тут весь выдохся». Кстати, меценат Павел Третьяков купил эту картину по цене этюда - всего за 300 целковых.
Разнесли в пух и прах также портрет Федора Шаляпина, портрет Иды Рубинштейн вообще вызвал скандал.








«Девушку, освещённую солнцем», для которой позировала его двоюродная сестра Маша СИМАНОВИЧ, Валентин Александрович ценил выше всех своих работ (1888)

«Девушку, освещённую солнцем», для которой позировала его двоюродная сестра Маша СИМАНОВИЧ, Валентин Александрович ценил выше всех своих работ (1888)


- Для Серова, знаю, на первом месте в жизни всегда стояло творчество.
- В письме жене он признавался: «Я жестокий, негодяй, который, кроме своей живописи, ничего знать не желает». Может, поэтому так долго, чуть ли не десять лет, и не женился на Ольге Федоровне. Вел с ней переписку, но оставался на расстоянии.
Свадьба у них тоже получилась странной. Жених опоздал к венцу на полчаса, вместо застолья минут 20 попили чайку в меблированных комнатах да разошлись. При этом Серов жену искренне любил и оставался ей верен до конца дней.
- Похоже, Серов - счастливое исключение в этой среде. Все ж таки богема, натурщицы, вольные нравы конца XIX - начала XX века...
- Репин считал Валентина Александровича «органически целомудренным». Илья Ефимович вспоминал, как однажды во время застолья в присутствии юного Серова некий профессор принялся травить скабрезные анекдоты. Репин воскликнул: «Господа! Да вы его развращаете!» На что Серов твердо и громко изрек: «Я не развращаем!»








Царица пыталась исправить портрет НИКОЛАЯ II (1910)

Царица пыталась исправить портрет НИКОЛАЯ II (1910)


- Неужели у этого приятного мужчины и прославленного живописца не было поклонниц, мимолетных интрижек?
- Больше всего соблазнов окружало молодого Серова в усадьбе Мамонтовых «Абрамцево». Его прямо-таки преследовали смешливые племянницы хозяина, особенно Машенька Ярунчикова. Но Валентин напускал на себя шутливую суровость и остался непреклонен.
При этом в глубине души навсегда сохранилось первое мимолетное увлечение - златовласой девочкой по имени Ева на даче композитора Вагнера на Люцернском озере в Швейцарии. Был, впрочем, Валентин тогда совсем ребенком.
В конце разговора на эту личную тему можно припомнить, какой шок испытал юный Серов, когда в коммуне его родни в селе Никольское он увидел совместное купание голых мужчин и женщин. Там ему поручили воспитывать крестьянскую девочку. Так он не мог на нее смотреть без дрожи - не принял девиз коммуны «Долой предрассудки!».
- А на Западе Серова знают?
- Мало. Все лучшие его работы хранятся в русских музеях. И вообще за границей наша живопись, в отличие от классической музыки и литературы, котируется невысоко. За исключением авангарда XX века. Так что Серов - как раз тот случай, когда он пророк в своем Отечестве.


Хронология русской живописи








Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения



*Длина цветной полоски соответствует годам жизни художника



автор