Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!

Его «Белая сотка» своим огненным смерчем наводила ужас на фашистов
Знаменитый истребитель Bell P-39 «Аэрокобра» - на таком летал Александр Покрышкин. Источник: wikimedia.org
Знаменитый истребитель Bell P-39 «Аэрокобра» - на таком летал Александр Покрышкин. Источник: wikimedia.org
Знаменитый истребитель Bell P-39 «Аэрокобра» - на таком летал Александр Покрышкин. Источник: wikimedia.org Знаменитый истребитель Bell P-39 «Аэрокобра» - на таком летал Александр Покрышкин. Источник: wikimedia.org

На войне любые переговоры в открытом эфире стараются шифровать. Дотошные немцы отступали от этого правила в трех случаях. Они в панике выкрикивали «партизанен!», «панцер! (танки)» и «Покрышкин!», быстро выучив сложную для них фамилию советского аса. Александр Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза.

Из рабочих трущоб

Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Источник: wikimedia.org
Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Источник: wikimedia.org

Александр Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск) и рос в рабочих трущобах. Но уже в 12 лет заинтересовался авиацией. В шестнадцать он вообще ушел из дома, не сумев найти общий язык с собственным отцом. Ему ничего не оставалось, кроме как поступить в городское техническое училище, где давали общежитие.

Едва закончив учебу, 18-летний Александр идет в военкомат. Он просит отправить его на обучение в любую авиашколу СССР и попадает в 3-ю Пермскую школу авиатехников. Но обязанность готовить военные самолеты к вылету его не устраивает. В свободное от службы время он учится мастерству пилота в аэроклубе и добивается больших успехов. Командованию ничего не оставалось, кроме как направить Александра Покрышкина на учебу в легендарную Качинскую авиашколу, воспитавшую не один десяток будущих героев войны.

Александр Покрышкин, 1940 год. Источник: wikimedia.org
Александр Покрышкин, 1940 год. Источник: wikimedia.org

По окончании учебы летом 1939 года младшего летчика Покрышкина направили в 55-й истребительный авиаполк. Сначала у него практически ничего не получалось, а в стрельбе по стационарной мишени он был одним из худших в полку. Но постоянные тренировки сделали свое дело, и Александра начали ценить за профессионализм и военную выучку.

Уроки врага

22 июня 1941 года Покрышкин сразу же сбил самолет. Правда, им оказался советский бомбардировщик Су-2, который в пылу боя будущий герой спутал с немецким. Штурман бомбардировщика погиб, а летчик чудом сумел посадить покалеченную машину в поле. От трибунала и ожидаемого расстрела Александра спасли огромные потери первых дней войны, когда требовалось максимально сохранить летный состав, тающий не по дням, а по часам.

Уже через день была зафиксирована настоящая победа, когда на землю рухнул немецкий истребитель «Мессершмитт-109». Радость была настолько велика, что летчик, забыв обо всем на свете, наблюдал за падением врага, пока не ощутил несколько попаданий снарядов в свой самолет. Только ценой неимоверных усилий ему удалось дотянуть до аэродрома и посадить МиГ-3, в крыле которого зияла огромная дыра.

Командование в основном использовало Александра Покрышкина для проведения разведывательных полетов и требовало не вступать в воздушные бои. Но горячий парень сломя голову ввязывался в драку, за что несколько раз чуть не поплатился жизнью. Атакуя немецкий «юнкерс», он попал под огонь. Одна из крупнокалиберных пуль прошла в сантиметрах от его головы.

Во время другого боевого вылета самолет Покрышкина был сбит. Летчик приземлился на оккупированной территории, но через три дня сумел выйти к своим. Он опять избежал разбирательств с НКВД и, получив новый самолет, сразу же отправился на новое боевое задание.

Эти уроки врага Александр Покрышкин запомнил на всю оставшуюся жизнь, а в ходе Великой Отечественной войны сумел за них расплатиться с лихвой. Он совершил 650 вылетов, провел 156 боев, в ходе которых лично сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 - в группе.

Летучая «кобра»

В январе 1943 года полк Покрышкина был направлен в Иран, где летчики получили американские истребители «Аэрокобра», переданные нашей стране по ленд-лизу. Александру достался самолет с бортовым номером 100, а в бою его позывным на долгое время стала «Белая сотка».

Истребитель Bell P-39 «Аэрокобра» в атаке. Источник: wikimedia.org
Истребитель Bell P-39 «Аэрокобра» в атаке. Источник: wikimedia.org

И здесь Покрышкину пригодилась его предыдущая воинская специальность авиатехника. Он придумал, как к гашетке 37-миллиметровой пушки подсоединить спусковые крючки двух крупнокалиберных пулеметов. Одновременный залп вооружений «Белой сотки» разрывал самолеты противника на части. Многие думали, что советский истребитель с номером 100 на борту оснащен новейшими типами вооружения, а управляет им специально подготовленный ас.

За апрель 1943 года Покрышкин сбил 10 фашистских самолетов. Уникальный рекорд он установил 12 апреля, когда в одном бою ему удалось сбить 4 немецких истребителя, а буквально через несколько часов – еще 3. В мае летчика удостоили звания Героя Советского Союза, а в августе он уже стал дважды Героем.

Покрышкин «звездным» летом 1943 года. Источник: wikimedia.org
Покрышкин «звездным» летом 1943 года. Источник: wikimedia.org

Именно Покрышкину осенью 1943 года командование поставило задачу пресечь немецкое авиасообщение между оккупированными фашистами Крымом и Новороссийском. Из-за малого количества топлива советские истребители не могли летать на большие расстояния. Этим пользовались фашисты, доставляя транспортными «юнкерсами» оружие, снаряжение и продукты питания своим группировкам.

Используя подвесные баки с горючим, которые серьезно снижали маневренность истребителей, но увеличивали дальность их полетов, Покрышкин совершил четыре рейда над Черным морем. Как результат, на его фюзеляже появились 5 новых красных звезд, а немцы немедленно прекратили подобное авиасообщение.

Символ советской пропаганды

Постепенно из боевого летчика-аса он начал превращаться в символ советской пропаганды, который нужно было сберечь любой ценой. Разведка донесла, что немецкое командование подготовило группу асов, целью которых было уничтожение Покрышкина, чтобы поднять боевой дух своих летчиков. И в феврале 1944 года Покрышкин получает приказ перейти на командную работу и отказаться от боевых вылетов. Правда, сделать этого летчик так и не смог, периодически помогая своим товарищам в бою.

За последние два года войны ему удалось сбить лишь 6 вражеских самолетов, хотя в августе 1944 года первым из советских граждан ему было в третий раз присвоено звание Героя Советского Союза.

В последний раз на боевое задание легендарный летчик вылетел 30 апреля 1945 года. Во время парада Победы на Красной площади ему доверили нести знамя Первого Украинского фронта. В послевоенные годы Александр Покрышкин остался на командной работе, обучая летчиков стратегии и тактике современного воздушного боя.

Маршал Советского Союза Александр Покрышкин. Источник: wikimedia.org
Маршал Советского Союза Александр Покрышкин. Источник: wikimedia.org

После ухода в 1972 году на военную пенсию Александр Покрышкин возглавил Центральный комитет ДОСААФ (Добровольное общество содействие армии, авиации и флоту). Практически до самой смерти он готовил молодых парней к службе в Вооруженных силах СССР и защите Родины. Скончался трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин 13 ноября 1985 года в Москве в возрасте 73 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Вам может быть интересно: