«Обыкновенный сексизм»: в Сети рассказали о нравах, царящих на истфаке СПбГУ

Доцент-расчленитель Олег Соколов
Доцент СПбГУ Олег Соколов убил и расчленил свою молодую любовницу. Фото: ТАСС
Интим со студентками, шутки про «попки» и «ножки» от пожилых преподавателей, уничижительные высказывания о женском поле — все это норма в вузе доцента-расчленителя Соколова

Убийство девушки в Санкт-Петербурге, которую застрелил и расчленил 63-летний доцент СПбГУ Олег Соколов, стало самым резонансным событием последних нескольких дней. Погибшая Анастасия Ещенко была его студенткой и любовницей. С ней Соколов прожил пять лет. До этого у него был роман с другой юной студенткой, которая при попытке уйти от эксцентричного партнера подверглась избиениям и пыткам. К счастью, девушке удалось спастись, однако ее заявление в полицию тогда приостановили.

Но даже если речь не идет об убийствах и издевательствах — являются ли нормой интимные отношения преподавателей с учащимися (а также начальников с подчиненными)? В отличие от Запада, в нашей стране это явление воспринимается как должное. В сальных шутках и заигрываниях на рабочем/учебном месте большинство россиян тоже не видят ничего страшного.

Выпускница истфака СПбГУ Юлия Чернявская опубликовала пост в Facebook*, в котором рассказала о нравах, царящих на факультете. Она посвятила его не доценту-убийце, а сексистской атмосфере, в которой работали Соколов и его коллеги.

«Я хочу сказать, что есть на истфаке СПбГУ и до сих пор, и когда я училась, другие преподаватели, которые считали и считают нормальным встречаться со своими студентками. И об этом знают многие, кто там учился 10 лет назад, как я, или учится сейчас, — отмечает Чернявская. — Знают и о том, что от некоторых преподавателей истфака у студенток рождаются дети. Но самое главное, что считалось повсеместной нормой на истфаке, когда я там училась с 2005 по 2010 год, это махровый, совершенно допотопный сексизм».

Убийца пожаловался, что не может читать в камере, и попросил принести книги и очки

Юлия приводит в пример сомнительные комплименты от преподавателя — о «красивых ножках» или о том, что «вилять попами у девочек получается куда лучше, чем сдавать курсовые в срок». Другой преподаватель — по латыни — часто приговаривал, что настоящая женщина должна варить борщ, а не заниматься наукой. Он же любил декламировать стихотворение «Девочка красивая лежит в кустах нагой. Другой бы изнасиловал, а я лишь пнул ногой», переложив его на латынь.

Еще один специалист предлагал студенткам надевать на экзамен одежду с глубоким вырезом — чтобы ему было на что смотреть: «Чем глубже вырез, тем выше оценка». Тогда, в конце нулевых, студенты лишь хихикали над этим шутками, не видя в них ничего криминального. Теперь Чернявская предлагает переосмыслить это «невинное» поведение педагогов.

«Этот пост не про то, что на истфаке СПбГУ все сексисты и потенциальные убийцы. Этот пост вот про такую несознательную нормативную и как бы невинную культуру общения между некоторыми преподавателями, не важно, старыми или молодыми, и их студентами, при молчаливом содействии всех: других преподавателей, женщин и мужчин, администрации и самих студентов. И про то, как страшно мне теперь представить, как спокойно и чуть ли не одобрительно мы к этому относились», — подчеркивает автор публикации.





*Организация запрещена на территории РФ


Основатель паблика «Мужское государство» мог быть убит в Стамбуле
«Не давайте бабе спуску»: сын Водонаевой растет женоненавистником