Клен Сварог и береза Наринелла против застройки

Главная проблема градостроительной политики
Главная проблема градостроительной политики
Главная проблема градостроительной политики

Больше двух лет в Академическом районе Москвы жители сопротивляются прокладке Коммунарской ветки метро. Недавно всех напугала информация, что кирпичную сталинку на 470 квартир якобы признают аварийной и расселят. Побывав в горячей точке Москвы, «Экспресс газета» поняла: главная проблема градостроительной политики — мировоззренческая. А против нее можно сражаться только магией.

Путь к дому, вокруг которого развернулась болезненная драма, мне преграждает Амурозавр. Я пригибаюсь под шеей древнего ящера, статуя которого установлена перед фасадом Дарвиновского музея, и перехожу улицу. Совсем скоро выяснится, что проблемы одного дома — отражение проблем целого города.

Завидные жилищные условия

— У этого Хуснулина (зампред правительства РФ, до января 2020-го отвечал за градостроительную политику Москвы. — С.К.) стиль работы какой? Я сказал, так и будет, — ворчит Борис, житель дома по Вавилова, 48, и нервно крутит в пальцах сигарету. — Общественные слушания по всем проектам, о которых нам рассказывают, — смех. Послушали, головами покивали, обещали учесть замечания жителей. Ничего не учли!

Вавилова, 48 — добротная «сталинка», построенная в 1959 году с запасом прочности лет на 150. Квартиры в ней распределялись между сотрудниками Академии наук и редакции Большой советской энциклопедии. Я сам рос в аналогичном доме по соседству, поэтому знаю их изнутри. Несмотря на то, что совсем рядом проложены огромные проспекты (Вернадского, Ленинский, 60-летия Октября), это оазис спокойствия, созданный утопающими в зелени дворами. Родители и сегодня не боятся отпускать детей гулять на целый день.

Квартиру в таком доме можно продать по баснословной цене (от 10 млн за «однушку»), но мало кто идет на это. Жильцы знакомы друг с другом не одно поколение. Они искренне обеспокоены переменами, которые уничтожают знакомый район. Ветка Коммунарской линии метро, естественно, изменит его — о тишине можно будет забыть.

Закон о сносе добротного жилья

— Мне известно, что правление ЖСК РАН получило странное письмо, из которого следует, что дом фигурирует в списке аварийных домов, — рассказывает депутат Елена Русакова, глава муниципального округа «Гагаринский».

— На письмо не обратили бы внимания, если бы не контекст событий, — продолжает Елена. Строительство метро, которое пройдет под домом. По проекту линии была серия консультаций со строителями и экспертами. Они признали потенциальный ущерб для зданий. Недавно поступила информация о намеренном объявлении элитных «сталинок» аварийными в разных частях города. Хотя жители утверждают, что дома в удовлетворительном состоянии. Дело не в том, повредится ли на самом деле дом от линии метро неглубокого залегания, а в том, что это удобный предлог для захвата площадки под строительство. Новый законопроект разрешит снос любых домов ради реконструкции.

Я позвонил в ЖСК. Там говорят, что ситуация с письмом неопределенная. Они так и не разобрались, из какой конторы оно пришло, и просят не сильно доверять панике, которая поднялась вокруг. «Это все активисты, которые борются с прокладкой метро», — объясняют мне.


ПРИКИНЬ!

  • Законопроект № 1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья)» разработан на основе программы реновации, которая прошла в Москве. Если законопроект утвердят, региональные власти получат мощный инструмент: любое здание можно снести, если так решила городская администрация.

Мегаполис дорогой ценой

Юго-Западный округ Москвы — лакомый кусок для застройщиков. Здесь много лесопарковых зон, несколько крупных вузов, включая МГУ, интеллигентная репутация и легко добраться до центра. Жить здесь считается престижным. На шуточной карте Москвы обитателей здешних мест относят к «мажорам». Но настоящей болевой точкой стала прокладка ветки метро, которая свяжет жителей Новой Москвы со старой.

— Были публичные слушания. Почти 52 тыс. человек (76% участников) высказались против проекта. Люди думали, что их мнение учтут. Сейчас мы видим начало работ и поднимается волна возмущения. Эксперты считают, что продолжение ветки от Большой кольцевой линии в тупик на Академической не решит транспортные проблемы и разрушит старые районы, — утверждает Русакова. — Это мнение проигнорировано. При строительстве применяется технология водопонижения, хотя она официально запрещена в жилой застройке. От нее трещины идут по фасадам в радиусе километра от границы строительства. Это целиком Ломоносовский, Гагаринский, Академический районы. Конечно, такие вести жителей не радуют.

Москва — мегаполис, который развивается быстрыми темпами. Ему необходима связность и развитая транспортная система. С выводами экспертов все не так однозначно, как утверждает депутат Русакова.

— Коммунарская ветка нужна, чтобы из Новой Москвы был выезд и на запад, и на восток города с возможностью пересесть между ними, — говорит Андрей Киреев, эксперт в сфере транспорта. — Методика прокладки зависит от застройщика. Говорят, ее будут делать китайские специалисты. Им нужно закрепиться на московском рынке, поэтому не думаю, чтобы они будут нарушать нормы.

Погоня за квадратными метрами на продажу изуродовала облик столицы. Москва перестает восприниматься как город для жизни. Скорее — город-сервис. Все устали от постоянной стройки. Бесконечные котлованы и монтажные леса стали элементом повседневного пейзажа. На некоторых улицах асфальт перекладывают по несколько раз за сезон, создавая долгие пробки. Строительная техника поднимает грунтовую пыль. Но главная проблема совсем не в этом.

Кто обостряет протест

— С моим участием в думском созыве 2012–2017 годов удалось остановить около 20 строительных проектов, если доказывали, что проект не соответствует закону, нецелесообразен или вызывает массовое недовольство, — рассказывает Русакова. — Сейчас отмена или корректировка проекта возможна только в случае протеста небывалой массовости и длительности. Правовая и техническая аргументация вообще не работает. Однажды, когда я пришла проверить документы у подрядчиков, мне наставили синяков. Недавно на меня напали строители метро. Активистов регулярно избивают из-за пикетирования строек на Ленинском проспекте, улице Строителей, на Дмитрия Ульянова!

Как видно, главная проблема — отсутствие внятного диалога между властью и людьми, которым жить в принятых решениях. Многие москвичи деморализованы тем, что не видят инструментов влияния на то, как развивается родной город. Все это озлобляет людей.

— Жители прямо говорят, что их провоцируют на несогласованные акции и радикальный протест, — подтверждает мои выводы Елена.

Помогут только энты

На защиту своего района встали депутаты, академики РАН, эксперты-урбанисты и простые жители. Но, кажется, даже такой консолидации недостаточно. Зачастую апелляция к праву просто игнорируется застройщикам.

На прощание с районом, где прошла часть моей юности, обхожу окрестности. Внимание привлекают объявления, прикрепленные на деревьях. Каждое из них получило имя: Клен Юрий Львович, Береза Евгения Леонидовна, Клен Сварог. Некоторые деревья украшены языческими рунами. Чувствую себя героем «Властелина колец», где среди сказочных персонажей присутствуют разумные и ходящие деревья — энты.

Рядом с табличками уведомление, что вырубка деревьев без разрешения облагается большим штрафом. Кроме штрафа пугают проклятиями. Отчаявшиеся жители решили перенести градостроительную борьбу в оккультное пространство. Проблема настолько болезненная, что любое заступничество в помощь.

Читайте также: