Алексей Сапогов: Водку я попробовал в 12 лет

Футболисту из Нижнего Новгорода папа вовремя вправил мозги

Футболисту из Нижнего Новгорода папа вовремя вправил мозги

Брать интервью лежа мне еще не доводилось. Для разговора форвард «Волги», любимец нижегородской торсиды Алексей САПОГОВ подыскал кафе в центре Москвы, где вместо кресел и стульев - топчаны с подушками, на которые можно забраться, лишь сняв обувь. Сразу всплыл в памяти гол, забитый Лешей за вторую сборную России в ворота турок. Пижонский удар лежа - головой!

- Что-то зачастили вы в Белокаменную, Алексей. А тренироваться?

- Я только на выходные приезжаю. Когда Гаджиев отпускает. Мне нравится Москва, чувствую себя в ней как дома. Сестра старшая здесь работает. Она с семьей живет за городом, а квартира - в моем распоряжении. И отец перебрался в столицу пару месяцев назад. Он уже на пенсии, а раньше был тренером по легкой атлетике, его воспитанники участвовали в первенстве Советского Союза, вроде бы даже входили в олимпийскую сборную в 1990 годы. Родители давно развелись, и в пятом классе я уехал из Ленинска-Кузнецкого к маме в Тюмень. На футбол на полгода забил, после уроков в ночном клубе на сцене танцевал.

- Шутите?

- Честно! Только не ночью, а на вечерних дискотеках - с пяти до семи часов.

- И деньги платили?

- Не помню. Мне нравились танцы. Правда, когда следующим летом приехал в Ленинск, отец посмотрел, в каком я разобранном состоянии, и больше в Тюмень не отпустил, заставил тренироваться. Тогда я сильно сопротивлялся, а теперь понимаю, что он был прав. Огромное ему спасибо.

- Родные на ваши матчи ходят?

- Конечно! На первую игру с «Динамо» дядя из Москвы приезжал и двоюродный брат из Тюмени, на «Спартаке» в «Лужниках» вся семья собралась. Когда я гол забил, сестра торжественно объявила соседям, мол, Леша постарался. Какой-то болельщик по доброте душевной предложил бате накатить прямо на трибуне. Отец потом пересказывал эпизод, а я ему говорю: «Странно, что ты отказался».

Быть центрфорвардом Алексей не хотел. Фото Павла НОВИКОВА/fcvolgann.ru

Быть центрфорвардом Алексей не хотел. Фото Павла НОВИКОВА/fcvolgann.ru

- Вас в Москве на улицах еще не узнают?

- Чаще в Нижнем, хотя и здесь случается. Как-то ехал в метро, подошли несколько пацанов. «Сапогов?» - спрашивают. «Ну», - говорю. «Классный гол туркам закатил за сборную». Я с ними станций семь проехал, разговаривали о жизни, о футболе.

Я в Москве с 2003 года. Сначала в школе «Локомотива», потом в дубле «Торпедо»… В 2007-м, правда, уехал в Зеленоград, но это, считай, та же Москва. И даже когда в «Волгу» из Твери перешел, все равно сюда приезжал. Сел на электричку, два с половиной часа - и на месте.

- Почему на общественном транспорте, а не на личном авто?

- Так это же вторая лига, откуда деньги на машину? До сих пор не купил. Не заработал. Полгода вообще в долг жил. Пока из Учалов выбрался, в Нижнем устроился…

- А Учалы - это, извините, те самые, на краю географии?

- Ну почему? Город на 30 тысяч человек, между Уфой и Челябинском. Команда «Горняк» представляет местный обогатительный комбинат. Ну да, народ квасит после работы, а где, скажите, у нас не пьют? Зато вокруг - горы, леса, природа красивая, воздух чистый. Брат приезжал в гости из Тюмени. «Горняк» выступал хорошо, деньги платили приличные. И родителям отсылал, и на жизнь хватало. Раньше нигде столько не получал.

- Больше, чем в тверской «Волге»?

- В разы! В Твери зарплата была 25 тысяч рублей. Но даже эту сумму постоянно задерживали. А в Учалах платили 50 тысяч. Плюс премиальные за победу. Еще столько же могло набежать. Там я впервые почувствовал, что играю за реальные деньги.

Правда, потом и в «Горняке» начались проблемы. Деловым ребятам показалось, что игроки слишком много зарабатывают, и они стали нас обрезать. Ну и покатилось… Сейчас команда идет на последнем месте, почти все приличные пацаны разбежались.

- А вы не сменили номер телефона после отъезда?

- Лет десять им пользуюсь. От кого мне прятаться? Смешно, если бы стал изображать неприступную звезду. Из Твери, кстати, тоже фанаты не забывают. Я со многими в хороших отношениях, открыт для общения. Болельщики «Волги» называли меня СапоГОЛ. Приятно, не скрою.

- Происхождением фамилии не интересовались? Наверняка в роду были обувщики-сапожники.

- Ничего об этом не слышал. Знаю лишь, что рядом с Ленинском-Кузнецким есть деревня Сапогово. Может, моя родня оттуда. Трудно сказать.

Если вернуться к Твери, именно там изменилось мое отношение к футболу. Меня поставили на позицию центрального нападающего, и я стал забивать. Никогда не хотел быть центрфорвардом, мне казалось, это не футболисты. Остальные играют, а эти отрезаны от команды, стоят и ждут момента. То ли по молодости, то ли еще по какой причине вбил себе это в голову. А потом заиграл, и мне понравилось! Начал цепляться за мяч, стало получаться, и дело пошло. Такой скачок случился!

Иногда САПОГОВ любит сыграть на публику (тот самый гол - в ворота турок). Фото Владимира ПОТЕРЯХИНА/«Советский спорт»

Иногда САПОГОВ любит сыграть на публику (тот самый гол - в ворота турок). Фото Владимира ПОТЕРЯХИНА/«Советский спорт»

- За которым последовала черная полоса.

- На второй год в «Волге» получил травму. Вылечился, вернулся в состав, начал опять забивать, и тут случился рецидив. В итоге пять месяцев без футбола. Нога болела, врачи не могли определить, в чем причина. Не исключали вариант, что придется завязать со спортом.

- О премьер-лиге, наверное, уже и не мечтали?

- Может, прозвучит излишне самонадеянно, но я знал, что все в итоге сложится хорошо. Даже когда в детстве гонял мяч с пацанами в Ленинске.

- И когда водку с ними пили?

- Лишь однажды! Старшие ребята предложили, я не стал отказываться, чтобы не подумали, будто испугался. Мне тогда 12 лет было. Выпил и… рухнул лицом на лед. Плохо стало. Сразу увидел обратную сторону медали, и с тех пор как отрезало. А дружки мои не остановились. Кто-то сейчас сидит, некоторые, наверное, уже лежат. И не на диванах, как мы, а в сырой земле. Мне урока на всю жизнь хватило. Сколько лет прошло, но даже не тянет. Бокал вина могу позволить, однако меру знаю. Здоровье ведь не чужое. Да и спортивный режим никто не отменял.

- А это что, извините, рядом с зажигалкой у вас лежит?

- Сигариллы. Фруктовые.

- Ну и?

- У каждого свои приколы. Кто-то кальян курит, но я считаю, для футболиста он в сто раз вреднее.

- В «Волге» за такие штучки не штрафуют?

- Сомневаюсь. Не знаю. Не проверял. Понимаете, я делаю то, что считаю нужным. Сигареты, например, никогда не курил. Баловался когда-то и быстро бросил. Но если перед игрой решу пойти в ночной клуб, так и сделаю. Пусть даже потом оштрафуют.

- Такое бывало?

- Ни разу! Но когда за Тверь играл, однажды пошел с друзьями в ночной клуб. Выпили по паре бокалов вина, потанцевали, в три часа ночи вернулись. Вечером вышли на матч, к 15 й минуте остались вдесятером, я забил гол, и «Волга» победила. Все были довольны и счастливы. Надо исходить из того, что поможет в футболе, а не помешает. Скажем, перед игрой с «Анжи» в Махачкале я не мог уснуть до восьми утра. Лег в полночь, восемь часов с бока на бок крутился, весь извелся. Мы же прилетели из Нижнего, где люди уже в куртках ходили, а в Дагестане - жара, духота. Плюс комары в номере. Искусали всего. Словом, не отдохнул, вышел на поле вареный. Вот вам и режим.

- Обидитесь, Алексей, если скажу, что не видел ни одной игры «Волги»?

- Разозлюсь. Трудно составить впечатление о команде, если не смотреть ее матчи.

- Если честно, в последнее время я российский чемпионат как-то не очень…

- Я тоже, если честно, не очень. Все больше и больше разочаровываюсь в нашем футболе. Раньше со стороны наблюдал, а теперь на собственной шкуре испытал. Да, у «Волги» проблемы с финансированием и комплектованием состава, но команда заслуживает лучшей доли. В нескольких матчах судьи забрали у нас верные очки - с «Амкаром», с «Ростовом», с тем же ЦСКА. Не спорю, во втором тайме с армейцами мы сами напортачили, но, когда тебе забивают из явного офсайда, это еще сильнее подкашивает. «Спартаку» на 90-й минуте пенальти поставили, хотя игрок падал до линии штрафной. Чтобы убить команду, у которой каждый гол на вес золота, много не надо.

У Лёши в Нижнем Новгороде полно поклонниц. Фото: vk.com

У Лёши в Нижнем Новгороде полно поклонниц. Фото: vk.com

- А ваше разочарование-то в чем?

- Равнодушие - вот главное зло. Страшно, когда футбол по фигу, на поле выходят лишь для того, чтобы отстоять счет и получить премиальные. В «Волге» такого нет. Мы бьемся не за зарплату. Тем более что пока играем в основном за виртуальные деньги…

Знаете, когда шел из второго дивизиона, думал, что в премьер-лиге такого позора не будет, но здесь столкнулся с еще худшим. У нас играют практически одни русские пацаны, готовые биться с каждым соперником. Но как это делать, если команду нагло душат? Невольно начинаешь думать: на кой черт уродоваться, ноги в кровь разбивать? Мысль, что при любом раскладе нарисуют проигрыш, сил не добавляет.

- Это все разговоры в пользу бедных. Каковыми вы, собственно, и являетесь.

- Получается, так. Но не должен футбол подчиняться правилам, которые придумали для нескольких избранных клубов, оставив остальным роль массовки.

- Ваш тренер Гаджиев не новичок в этом мире, наверняка все ходы и выходы знает.

- Без денег в те двери бесполезно стучаться. Не откроют. Когда пытаешься тягаться с клубами, чей бюджет в 18 раз больше твоего, трудно рассчитывать на объективность…

Двойные стандарты имеют обыкновение возвращаться бумерангом. Богатые клубы во внутреннем чемпионате не чувствуют конкуренции, они надежно защищены. Если сами не смогут выиграть у соперника, судьи всегда выручат. Где надо - свистнут, когда нужно - флажок поднимут. А потом наши гранды едут в Европу и обламываются. Там им никто соломку не стелит. Приходится вести борьбу за каждый мяч, при потере отрабатывать назад, а не ждать, пока судья игру остановит, чтобы дать дух перевести.

- Может, проблема нашего футбола в том, что в нем настоящих буйных мало?

- Искусственно подогреваться тоже неправильно. Знаете, как говорят? Лишь дураки путают вульгарность с раскованностью. Взять хотя бы мой гол туркам. Если бы догонял защитник, конечно, я не стал бы падать на газон и забивать головой. А так оглянулся, увидел, что сзади никого нет, ну и решил прикольнуться, повеселить болельщиков. Эйфория, эмоции, чистая импровизация! Вы бы слышали, как люди аплодировали. А что еще футболисту надо? Мы играем для зрителей и получаем удовольствие. Если этого не будет - уйду, займусь чем-нибудь другим.



автор