Недолив бензина: как избежать обмана при заправке автомобиля

Можно ли проверить, сколько реально топлива залили в бак?

Федерация автовладельцев России провела проверку российских заправок и пришла к выводу, что нас регулярно обманывают на АЗС. Недолив - норма на 76% заправок. И чем дальше от Москвы, тем выше погрешность

На 76% заправках недоливают бензин

Жалобы на АЗС, на которых недоливают бензин, в водительской среде не редкость. В основном это происходит на региональных трассах, подальше от крупных городов и федеральных сетей АЗС. Хотя последние тоже грешат неточностью, но гораздо реже, чем их младшие братья.

Но одно дело - бездоказательные роптания в водительской среде, и совсем другое - контрольная закупка, проведенная ФАР. Представители федерации действовали тайком. Просто заезжали на заправки в разных регионах страны и покупали топливо. Заливали не в бак, а в специальную емкость, установленную в авто с разрешения ГИБДД. Внешне процедура заправки мало чем отличалась от того, через что проходили тысячи других машин.

Как только бензин попадал в «бак», представители ФАР просили мерное устройство, которое должны предоставлять по первому требованию водителя на каждой АЗС. Выводы не обнадеживают. В среднем недоливают около 5 процентов оплаченного бензина, а максимальный недолив составил 19 процентов.

«Проблема в том, что доказать недолив топлива простому водителю почти нереально. В баке всегда есть какое-то количество топлива. Датчик редко показывает точное содержание бензина в системе, до 100 грамм.  Вылить топливо из бака невозможно, а значит, доказать, что залили меньшее количество тоже проблемно. Значит, нельзя привлечь к ответственности владельца бензоколонки», - рассказывает EG.RU Сергей Канаев, представитель федерации автовладельцев России.

Средство защиты у покупателя, получается, только одно: заливать бензин в канистру. Но и оно немного сомнительное: даже такая покупка не гарантирует точности до грамма. Получается, что определить объем могут только контрольные органы по специальной методике, которая учитывает целый ряд параметров, от температуры воздуха до плотности топлива.

«Заправка до полного бака тоже не гарантия. Все меняется каждый раз. Даже если перед вами налили мерник - это не гарантия, что вам нальют ровно десять литров в бак. Через 10-30 секунд система подачи топлива может обновиться и снова недоливать какую-то часть топлива.  Это выверенные схемы обмана потребителя, которые приносят крупную выгоду. Нужно привлекать таких продавцов за мошенничество», - уверен Сергей Канаев.

За недолив бензина наказать очень сложно (Источник: globallookpress.com)

Как наказать АЗС за некачественный бензин?

Выход из этой ситуации есть, уверены в Госдуме. Чтобы у владельцев АЗС не было желания наживаться на клиентах, нужно дать покупателю право контроля, а еще - компенсировать время, которое он потратит на доказательство обмана. Компенсация должна быть, естественно, в рублевом эквиваленте. Для этого необходимо внести изменения в закон о защите прав потребителя.

«Покупатель должен иметь возможность наказывать продавца штрафом, в разы превышающим чек. Обсчитали вас на 500 рублей, вы это зафиксировали и можете получить не только однократную стоимость, но и многократную. Такой штраф очень сложно сегодня получить в судебном порядке. А если будет такая модель, то потребитель сможет сам участвовать в наказании рублем. Угроза крупных штрафов и банкротства (если многократно штрафовать) поможет улучшить сферу торговли и человека будут бояться обманывать», - разъясняет EG.RU депутат Госдумы Олег Нилов.

Парламентарий уверен, что сейчас потребители не спешат ссориться с нечистыми на руку заправщиками. Даже если количество бензина оказалось верным, не факт, что качество будет хорошим. Соответственно, нужно останавливаться где-то на дороге и требовать провести исследование. На это сейчас делают ставку недобросовестные продавцы, разбавляя бензин всякими примесями. Мало кто захочет задержаться на несколько часов, пока будут проводиться все процедуры.

«Получается, что ФАС не успевает рассматривать все жалобы, а у человека нет мотивации самому копаться в этой истории. Поэтому предлагаем ввести компенсацию именно потребителю. Если будет доказано, что товар некачественный, то продавец должен не только компенсировать стоимость, но и заплатить за время, которое потратил человек», - считает парламентарий.

Потребители не хотят ссориться с заправками.
(Источник: КП)

Когда перестанут расти цены на бензин?

Если брать в расчет недолитые граммы, то получается, что реальная стоимость бензина составляет не 44-45 рублей, а 55 рублей за литр. Правительство пообещало заморозить стоимость топлива, но цены все же не стоят на месте.

Дело тут в том, отмечают в Госдуме, что производители топлива попробовали сниженные акцизы и другие послабления и поняли, что можно экономить на этих пунктах очень внушительные суммы. Но вместо того, чтобы снизить розницу, решили не отказываться от сверхприбылей.

«Бизнес пойдет на любые нарушения и даже преступления для получения крупных доходов. Остановить рост цен на бензин можно только одним способом - ограничив его величиной инфляции. Сейчас аналогичная схема работает с тарифами ЖКХ. В конце года депутаты принимают бюджет на будущий год и там же фиксируется процент инфляции, который должен быть в стране. Нужно установить, что рост цен на бензин не может превышать запланированный процент инфляции. Это четкая и фиксированная цифра, которая всем будет понятна», - рассуждает Олег Нилов.

Комментируя данную инициативу, в ФАР отмечают, что ограничение цены может решить только вопрос с ростом цен, а вот ситуация с недоливом пока, к сожалению, непобедима.

Недолив бензина или клевета?

Водители встали на сторону ФАР – проблема существует, а Независимый топливный союз пригрозил подать на организацию в суд за клевету.

Пока в ситуации разбираются юристы топливного союза. Они, по словам президента НТС Павла Баженова, должны дать оценку выводам ФАР.

«Мы попросили юристов оценить выводы ФАР с точки зрения подачи иска в суд по статье 128.1 Уголовного кодекса РФ «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации», - среагировал на исследование Павел Баженов.

Основной аргумент НТС таков: выводы были сделаны по контрольным закупкам всего на 34 АЗС в 13 регионах страны, когда в стране их около 25 тыс. в 85 регионах. А потому нельзя всех мерить одной меркой. Но, как показывает практика, у владельцев автозаправок эта мерка своя и для каждого водителя она индивидуальна.