Проклятые картины, которые приносят одни беды

Фрагмент картины «Руки сопротивляются ему». Билл Стоунхем
Печальные мистические события, происходящие с шедеврами искусства, слишком закономерны, чтобы быть случайностями

Говорят, произведение искусства содержит в себе энергетику мастера, создавшего его. Если так, то у некоторых мастеров, по всей видимости, с энергетикой было что-то неладное... Уж очень агрессивными оказались их картины. Конечно, можно назвать все произошедшее с владельцами «проклятых» картин случайностью. Однако несчастья, которые навлекают эти шедевры мировой живописи, происходят с пугающим постоянством.

«Венера с зеркалом» - Диего Веласкес (создана в 1647-1651 гг.)

Картина быстро получила славу проклятой — она навлекала несчастья на всех, кто ею владел. Испанский купец, который купил ее, быстро разорился и продал все имущество, чтобы покрыть долги.

«Венера» попала к богатому владельцу портовых складов. Тут же склады сгорели — в них попала молния. Полотно уцелело, его продали с аукциона. Новый хозяин стал жертвой грабителей, которые проникли в его дом ночью и зарезали хозяина.

В 1906 году картину выставили в Лондонской галерее. Там ее изрезала ножом фанатичная суфражистка — она решила, что обнаженная Венера унижает женщин. Отреставрированное полотно, кажется, перестало приносить несчастья.

«Неизвестная» - Иван Крамской (1883)

У красивой загадочной женщины на полотне какая-то зловещая улыбка. Известному меценату Павлу Третьякову она не понравилось, и он отказался покупать ее для своей галереи. Картину купил частный коллекционер. Скоро его бросила жена. Посчитав, что причиной расставания является «Неизвестная», мужчина продал ее — и у нового владельца сгорел дом. «Неизвестная», как вы уже догадались, уцелела.

Третий владелец картины разорился. У самого же художника через год после окончания работы над картиной умерли двое сыновей. Картина, между тем, путешествовала по миру, неизменно принося несчастья своим владельцам. Так продолжалось до тех пор, пока в 1925 году ее не повесили в Третьяковской галерее.

«Крик» - Эдвард Мунк (между 1893 и 1910 гг.)

На фигуру изображенного на картине «Крик» человека невозможно смотреть без содрогания — кажется, он испытывает непереносимый ужас, переходящий в смертную агонию. И полотно прославилось не только кошмарными чувствами, которое оно вызывает, но и несчастьями, происходящими с теми, кто к нему прикасается.

Сотрудник музея, где был выставлен «Крик», однажды уронил картину. С того дня он начал страдать невыносимыми головными болями. Усиливающиеся мигрени довели его до самоубийства. Еще один служащий, меняя экспозицию, снова уронил творение Эдварда Мунка, — и был наказан страшной автомобильной катастрофой.

Посетитель, отважившийся просто потрогать висящую в музее картину, сгорел в собственном доме. Да что говорить — даже сам Эдвард Мунк, окончив работу над полотном, пережил нервный срыв и лечился в клинике с помощью электрошока.

«Плачущий мальчик» - Джованни Браголин (Бруно Амадио) (1950-е годы)

На этого ребенка невозможно спокойно смотреть: такое в его глазах неподдельное горе, такая жгучая слезинка скатывается по детской щеке. Рассказывали, что художник создавал картину «Плачущий мальчик», изображая собственного сына. По другой версии, на городском рынке он увидел оборвыша, которого посчитал идеальной моделью. Ведь над беспризорным ребенком художник безнаказанно мог проделывать те ужасные опыты, которые ему приписывают.

Понятно, что малыш не может заплакать «по заказу». И якобы живописец, чтобы вызвать слезы, принялся зажигать у ребенка перед лицом спички, зная, что мальчик панически боится огня. Такая жестокость подействовала — сын, или приемыш художника, плакал, автор работал. В какой-то момент ребенок, не выдержав издевательств, воскликнул: «Чтоб ты сам сгорел!».

Неизвестно, правда это или всего лишь легенда. Однако буквально через две недели после того, как работа над картиной была закончена, мальчик «сгорел» от тяжелой пневмонии. Через короткое время сгорел — уже в прямом смысле — художник. В собственной мастерской. Вместе со своими картинами.

Историки отрицают эти легенды, объясняя, что Бруно Амадио, придумавший для себя псевдоним Браголин, умер естественной смертью в 70 лет, а с кого он писал «Плачущего мальчика» - неизвестно. Однако картина, причем не только подлинник, но и многочисленные репродукции, то и дело становились причинами странных и страшных событий, заставляющих вспомнить о легенде.

В домах, где висели репродукции «Плачущего мальчика», то и дело случаются пожары, во время которых сгорает что угодно, но только не сама репродукция. Когда такое повторилось в очередной раз, сотрудники британской газеты The Sun затеяли собственное расследование (это было в середине 80-х годов ХХ века). Были обнаружены многочисленные случаи пожаров, неизменной деталью которых оставались уцелевшие репродукции «Плачущего мальчика». После этого была объявлена акция сожжения всех имеющихся репродукций.

«Водяные лилии» - Клод Моне (1916)

Французский импрессионист Клод Моне создал по-настоящему опасную картину, и это уже не легенда, а сухие факты. Начать с того, что после завершения работы над картиной «Водяные лилии» (другое название «Водяные лилии в пруду, облака») внезапно, без всяких причин, загорелась мастерская художника. Картина, однако, не пострадала.

Одно из кабаре на Монмартре купило «Лилии», полотно повесили на стену, и через пару недель заведение сгорело начисто. Вы уже догадались? Да, картина снова уцелела. Шедевр приобрел немецкий коллекционер Отто Шмидт. Его дом сгорел через год. Поскольку вопреки всякой логике картина снова осталась невредимой, начали поговаривать о проклятии, о мистической природе «Водяных лилий».

После еще нескольких частных коллекций шедевр Клода Моне обрел пристанище в Музее современного искусства в Нью-Йорке. И что же? Пожар! Да еще с жертвой: один из сотрудников музея погиб в огне.

«Руки сопротивляются ему» - Билл Стоунхем (1972)

Смотреть на эту картину в самом деле жутковато — какие-то странные выражения лиц у изображенных на ней детей. Американский сюрреалист Билл Стоунхем создал картину по своей детской фотографии — там он запечатлен вместе с младшей сестрой. Однако полотно получилось каким-то зловещим: девочка больше похожа на куклу, вместо красивого пейзажа за спинами детей — стеклянная дверь, а за ней — детские ладошки, прижатые к стеклу. Художник пояснял: стеклянная дверь ведет в мир снов, а девочка-кукла — проводник в этот мир. На деле же картина сделалась «проводником» в мир безумия.

Первым зрителем полотна стал искусствовед, который внезапно умер почти сразу после знакомства с мистическим произведением. Потом картину приобрел известный артист Джон Марли и спустя короткое время умер — не выдержало сердце во время операции.

Неизвестно, каким именно образом картина перекочевала на свалку, только оттуда ее принес в свой дом житель ближайшего дома. В первую же ночь его маленькая дочь с криком прибежала в родительскую спальню: «Дети на картине дерутся!» - кричала девочка. В следующую ночь, по словам девочки, дети уже стояли за дверью... Мужчина в ужасе поспешил избавиться от проклятого полотна: продал ее за 1000 долларов на аукционе.

Новый владелец неуемных детей выставил ее в своей галерее, и тут же посыпались жалобы от посетителей: картина вызывала необъяснимый ужас, у зрителей начинались панические атаки и сердечные приступы.






Портретное сходство
Таинственная история дочери художника Маши Шиловой