Звезды русского балета: великие танцовщицы прошлого и современности
Майя Плисецкая
Она была, да и остается на сегодняшний день одной из самых известных танцовщиц нашего времени. Единственной, кто танцевал даже в 65 лет, а в 70 — продолжал выходить на сцену.
Мало кто из балерин мог бы сравниться с Плисецкой в грации и пластике. К слову, «тот самый взмах крыла», которым она завораживала зрителя, исполняя «Умирающего лебедя», танцовщица еще в юности подсмотрела у живых величественных птиц, часами неотрывно наблюдая за ними, запоминая каждое их движение.
Классикой стала трактовка балериной главных партий в постановках «Спящая красавица», «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда», а также в балетах, написанных специально для нее Родионом Щедриным — в «Кармен-сюите», «Анне Карениной», «Чайке».
В мировой истории искусства русский балет всегда занимал особое место. Многие русские балерины становились звездами мировой величины и эталоном, на который равнялись и продолжают равняться танцовщицы всего мира.
Матильда Кшесинская
Полька по происхождению, она всегда считалась русской балериной. Матильда родилась и выросла в семье Феликса Кшесинского, артиста балета Мариинского театра Санкт-Петербурга.
После окончания Императорского театрального училища девушка попала в труппу Мариинского театра, где прославилась неподражаемым исполнением ведущих партий в балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Эсмеральда».
В 1896 году, вопреки мнению балетмейстера Мариуса Петипа, она поднимается на самый верх балетной иерархии, став примой Императорских театров. Ее совершенная пластика рук, которая присуща русской балетной школе, органично сочеталась с техничностью ног. Это всегда было преимуществом итальянской балетной школы. Чтобы достичь и этой вершины, Матильда несколько лет брала частные уроки у знаменитого танцовщика и педагога Энрико Чеккетти.
Матильда была любимицей балетмейстера Михаила Фокина и принимала участие в его постановках «Евника», «Шопениана», «Эрос»,
В начале ХХ века Кшесинская начинает гастролировать по Европе и моментально очаровывает требовательную европейскую публику своей необыкновенной пластикой, яркой артистичностью и жизнерадостностью.
Покинув Россию вскоре после Октябрьской революции, Матильда обосновалась в Париже и продолжала танцевать. Скончалась Кшесинская в декабре 1971 года, всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея. Похоронена в Париже, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Анна Павлова
Дочь простой прачки и бывшего крестьянина смогла не только поступить в театральное училище, но и попасть в труппу Мариинского театра после его окончания. Через несколько лет Анна становится одной из ведущих балерин империи. На сцене Мариинки Павлова танцевала главные партии в «Жизели», «Баядерке», «Щелкунчике», «Раймонде», «Корсаре».
На манеру исполнения и балетную технику Анны огромное влияние оказали балетмейстеры Александр Горский и Михаил Фокин, а сердца зрителей Павлова завоевала, станцевав «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса.
Париж познакомился с балериной в 1909 году во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева. С этого момента слава о русской балерине разнеслась по всему миру. Однако через некоторое время Павлова покидает труппу Дягилева.
После начала Первой мировой войны Павлова поселилась в Лондоне и больше не возвращалась в Россию. Последнее ее выступление на сцене Мариинского театра прошло в 1913 году.
Гастроли великой балерины проходили по всему миру — и в США, и в Японии, и в Индии, и в Австралии. Скончалась Анна Павлова во время гастролей в Гааге в 1931 году, серьезно простудившись во время репетиции в неотапливаемом зале.
Читайте также: Закулисные истории, которые могли до неузнаваемости изменить фильм «Москва слезам не верит»
Агриппина Ваганова
Майя Плисецкая всегда считала своим главным учителем балерину и хореографа Агриппину Ваганову.
«Ваганова делала балерин почти из ничего. Даже с никудышными данными они знали, как надо делать. Многие, кто тогда был наверху положения, сегодня танцевали бы в кордебалете», — вспоминала Майя Михайловна.
Сейчас ее имя носит Академия русского балета. Но путь к успеху для балерины был очень труден. Не просто так ее близкая подруга, жена Александра Блока, называла ее «мученицей балета».
А начиналось все с того, что очень невысокой с балетной точки зрения девочке с мускулистыми ногами и слишком широкими плечами пророчили лишь место в кордебалете, хотя выпускной экзамен в Петербургском театральном училище она сдала просто блестяще. Если и доставались ей какие-то роли, то все они были малозначительными. Да и не видел Морис Петипа в девушке со слишком жесткими движениями рук никакой дальнейшей перспективы.
«Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины», — вспоминала позднее Ваганова.
И все-таки она успела исполнить Одиллию в «Лебедином озере», а также главные роли в балетах «Ручей», «Жизель» и «Конек-Горбунок». Однако вскоре балерине исполнилось 36 лет и ее отправили на пенсию. Агриппина осталась без работы и средств к существованию.
Лишь 3 года спустя ее зачислили в штат балетного училища Мариинского театра на должность педагога. Так что все свои мечты, которые Ваганова не смогла осуществить на сцене, она воплотила в своих ученицах, ставших лучшими балеринами страны — Галине Улановой, Наталье Дудинской и многих других.
Галина Уланова
Девочке, родившейся в семье мастеров хореографии, было суждено стать балериной. Даже если бы маленькая Галя и попыталась избежать предначертанной судьбы, ей просто не дала бы этого сделать мама — балетный педагог. Но годы тяжелых тренировок за балетным станком принесли свой результат.
Хореографический техникум Уланова закончила в 1928 году и сразу попала в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Внимание зрителей и критиков к ней было приковано практически с первых шагов на этой сцене.
Ведущие партии ей стали доверять уже через год. И делала она это виртуозно, с невероятным артистизмом. Едва ли кому удавалось до и после нее исполнять сцену сумасшествия Жизель так проникновенно, как делала это Уланова. И эта роль считается одной из самых триумфальных в репертуаре великой балерины.
Любимую свою Мариинку балерина оставила, уехав в эвакуацию во время Великой Отечественной войны. В те годы она выступала перед ранеными бойцами, танцевала на сценах Перми, Свердловска и Алма-Аты. В самом конце войны балерина переходит в труппу Большого театра.
По общему мнению ценителей балета и критиков, самой лучшей ролью в карьере Улановой стала Джульетта в балете Сергея Прокофьева.
Читайте также: Как живет сегодня совсем взрослая «Маленькая Вера» - актриса Наталья Негода
Светлана Захарова
«Такой балерины не было, нет и не будет», — сказал о Захаровой Ив Сен Лоран. И в его словах есть огромная доля правды: Светлана невероятно талантливая танцовщица. Сегодня она — прима-балерина Большого театра и миланского театра «Ла Скала». Блистала артистка и на сцене знаменитой Мариинки.
Светлана родилась на Украине, в городе Луцке. В 10 лет девочка поступила в Киевское хореографическое училище, в класс к Валерии Селугиной. Уже после окончания учебы девушка приняла участие в конкурсе Vaganova-Prix, организованном Академией русского балета. Первое место она уступила более опытной сопернице, зато получила приглашение перейти учиться в Академию. Причем зачислили Светлану сразу на последний курс.
Спустя всего три года талантливая балерина уже была принята в труппу Мариинского театра. И вскоре ей доверили партию в «Бахчисарайском фонтане». Настоящий же успех пришел к молодой балерине вместе с ведущей партией в балете »Жизель». И это был настоящий фурор: никогда еще такую сложную роль не доверяли совсем юной исполнительнице. С партией Жизели Светлана справилась просто блестяще. Так что в 18 лет она уже стала примой Мариинки — случай вообще невероятный.
Новый поворот в карьере молодой танцовщицы произошел в 2001 году, когда она исполнила главную роль в современном балете «Тогда и теперь» немецкого хореографа Джона Ноймайера. Теперь ни у кого не оставалось сомнений: девушке под силу не только классические партии, но и самые современные.
Читайте также: Что посмотреть в выходные: 7 отличных триллеров по версии EG.RU, которые вы могли пропустить
*Организация запрещена на территории РФ