Под «маховик репрессий» Беглова попадают все неугодные подрядчики. Кто следующий?

Александр Беглов
Александр Беглов. Фото: Legion-media
Уходящая неделя ознаменовалась для Петербурга серией обысков на десятках жилищно-коммунальных предприятий города из-за плохого качества уборки снега, закончившихся возбуждением ряда уголовных дел.

Интересно, что большинство попавших под горячую руку организаций-подрядчиков являются представителями частного бизнеса, хотя львиная доля госконтрактов принадлежит организациям Смольного, что не может не вызвать обоснованные подозрения. И это не единственный случай неожиданной заинтересованности команды губернатора Александра Беглова насущными проблемами Петербурга. При ближайшем рассмотрении можно заметить, что случаи с многочисленными уголовными делами, штрафами, а иногда и откровенным рейдерством в отношении хозяйственных организаций не случайны, а системны. Именно такие топорные репрессивные методы использует сейчас действующий градоначальник для захвата самых денежных сфер Северной столицы, перенаправляя финансовые потоки под контроль своих «друзей». В сложившихся обстоятельствах ни одна городская сфера не защищена от того, чтобы стать следующей в длинном списке интересов губернатора Александра Беглова и его команды.

Из «зимней сказки» в «снежный кошмар»

В начале февраля 2022 года сотрудники экономической полиции нагрянули с одновременными обысками сразу в 60 жилкомсервисов, офисы дорожных предприятий и их подрядчиков. Выяснилось, что приурочены «маски-шоу» были к отвратительной уборке городских улиц и крыш от снега и льда на протяжении всего текущего снегоуборочного сезона. Сообщается, что данный рейд прошел совместно с органами управления внутренних дел, налоговыми органами и контрольным управлением администрации губернатора Санкт-Петербурга.

«На основании полученных материалов прокурорских проверок возбуждены уголовные дела по фактам хищений денежных средств организациями, участвующими в уборке города от снега и наледи», — говорится в сообщении прокуратуры.

Интересно, что вплотную заняться глобальным снежным катаклизмом Петербурга решили чуть ли не в середине последнего зимнего месяца. Тогда как жители города еще с конца ноября 2021 года, со времен первых снегопадов, «били в набат», пытаясь привлечь внимание чиновников Смольного к проблеме отвратительной снегоуборки или же полного ее отсутствия на городских улицах. При этом под пристальное внимание попали в большинстве своем организации, являющиеся подрядчиками самого Смольного, то есть им же и выбранные. Стоит отметить, что 84% от всех госконтрактов на уборку Петербурга от снега и льда заключены с государственными предприятиями. Общая сумма составляет 7,02 миллиарда рублей, тогда как лишь 1,1 млрд рублей бюджетных средств выделено для частных подрядчиков, доля которых составляет 16%.

Из-за этой ситуации СМИ не раз сообщали о существовании в Северной столице так называемого «Снежного картеля» Смольным.

Более того, в Петербурге до сих пор предпочитают не замечать первопричину возникшего снежного коллапса, а именно – кризиса самой модели уборки городских территорий, которая была принята еще в 2016 году. Очевидно, что за прошедшие годы она должна была быть усовершенствована и подстроена под современные реалии, однако этого не произошло. Ожидаемо данная модель начала давать сбои еще в 2018-2019 годах, но выводов из этого Смольным сделано не было.

И вот теперь под «маховик репрессий» попадают преимущественно частные подрядчики, прошедшие соответствующие конкурсы и выигравшие свои контракты, тогда как государственных организаций данный процесс практически не коснулся – за редким исключением.

Например, в ОАО «Коломяжское», принадлежащем городу, так же заглянули оперативники. Примечательно, что еще в прошлом году в отношении данной организации было заведено дело по 159 статье УК (Мошенничество): следствие обнаружило номинального подрядчика по уборке улиц - мол, предприятию терять уже все равно нечего.

Это выглядит скорее как попытка отвести внимание от того, что на хозяйственный бизнес Петербурга была объявлена настоящая охота, причем самим губернатором Александром Бегловым и его командой. Еще в прошлом году Смольный демонстративно наказывал нерадивых коммунальщиков, однако это ничего не изменило. Складывается впечатление, что за новыми многочисленными уголовными делами скрывается банальная попытка переложить ответственность с команды Беглова на всех, кто попадется под руку, заодно «нагрев руки» на перераспределении бюджетных средств посредством замены подрядчиков на готовых «мимо кассы» договариваться со Смольным.

И дело касается не только таких крайностей, как уголовные дела. До этого организации ЖКХ и подрядчиков уже неоднократно штрафовали за неубранные улицы, хотя чаще в их ведении находятся лишь придомовые территории, а не целые улицы. При этом Администрация Смольного делала эти процессы показательными, а губернатор заявлял о неких «полукриминальных структурах», мешающих качественной уборке Петербурга. Правда, ситуация со снежными и ледяными завалами от этого не становилась лучше, а лишь ухудшалась.

Мусорные дрязги

Одними планами по монополизации снегоуборки Смольным и лояльными губернатору интересантами дело не ограничивается. Прогремевший на весь город и заставивший петербуржцев изрядно понервничать старт «мусорной реформы» заслуживает отдельного внимания. Реформа, отложенная на три года для того, чтобы дать чиновникам время на подготовку качественной ее реализации, обернулась серьезным экологическим кризисом в Петербурге, который впоследствии распространился и на Ленинградскую область. Реформа была запущена даже без проработки территориальной схемы по вывозу мусора, по всей видимости, под слоганом «и так сойдет», что привело к серьезным «мусорным проблемам» с регулярным вывозом отходов с контейнерных площадок. Однако данным провалом Смольный не ограничился.

С 1 января 2022 года в городе действует новая система по обращению с ТКО. Теперь все «мусорные» дела находятся в ведении единого регоператора «Невский экологический оператор» (НЭО). Именно данной организацией были организованы конкурсы для распределения обязанностей среди перевозчиков отходов. Именно так свой тендер получила уже успевшая попасть в поле зрения компания-перевозчик «Эко Лэнд», не обладающая достаточным количеством мощностей для осуществления возложенных на нее обязанностей. Это привело к превращению Северной столицы в «Мусорную» из-за систематически не вывозимых отходов. Более того, компания повадилась вывозить петербургские отходы в леса Ленинградской области и далеко не всегда это происходило легально. На протяжении более двух месяцев на жалобы петербуржцев снова никто не обращал внимание.

И снова «неожиданно» правоохранительные органы начинают активно интересоваться перевозчиками ТКО, нелегальными свалками, привлечением «черных мусорщиков», инициируя проверки, итогом которых стало возбуждение 19 административных дел на общую сумму штрафных санкций свыше 2 млн рублей.

Ряд вопросов, по информации источников, уже находится на серьезном рассмотрении в соответствующих органах и грозит возбуждением уголовных дел в отношении подрядчиков.

Как можно заметить, в мусорных вопросах используется та же самая схема, что и в снежных. Чиновники Смольного сами нанимают подрядчиков и сами же их «топят» в тот момент, когда уровень социальной напряженности уже зашкаливает, а рейтинг губернатора опускается до исторического минимума в 2%. «В расход» снова собираются пустить именно «частников», их не жалко. Да и возможность освободить место для «своих» также может быть этому причиной. Вполне возможно, роль некоего «штрафбата» изначально была определена командой Беглова для подобных компаний, чтобы выиграть время для переговоров с основными претендентами на перспективные места и чтобы именно они приняли на себя первую волну негатива и ненависти горожан. В дальнейшем же губернатор может заменить частников с замаранной репутацией на «хороших» и незапятнанных интересантов.

Прибыльное банкротство или «кто следующий?»

Практика показывает, что уголовные дела, возбуждаемые против тех или иных представителей хозяйственных структур города, могут быть более чем прибыльными. В пример можно привести фактический рейдерский захват ОАО «Метрострой».

Организация просуществовала 80 лет и являлась единственным подрядчиком, строящего метрополитен Петербурга. С вступлением на свою должность Александра Беглова, она перестала получать новые заказы и оплату за уже выполненные, что и привело «Метрострой» к банкротству. В СМИ предполагают, что данный процесс не обошелся без участия Смольного.

На сегодняшний день ее место занял созданный городом и банком ВТБ годом ранее «Метрострой Северной Столицы» («МСС»). Примечательно, что вице-губернатор Максим Соколов непосредственно связан с ВТБ.

Таким образом на месте «ветерана» строительства метрополитена Северной столицы встала аффилированная со Смольным организация.

Хотя история «Метростроя» все еще не закончена - компания продолжает сопротивляться давлению со стороны Смольного, пытаясь оспорить сомнительные действия властей в апелляционных судах. Еще в 2015 году с компанией был заключен контракт на выполнение работ на Красносельско-Калининской линии метрополитена, от станции «Казановская» до «Обводного канала-2», и между «Казаковской» и «Путиловской» станциями метро на сумму более, чем 38 миллиардов рублей. При этом 6 октября 2021 года Дирекция транспортного строительства расторгла договор в одностороннем порядке, объясняя свое решение тем, что «Метрострой» находится в состоянии банкротства и не успеет выполнить работы до конца обозначенного срока в 2024 году. На самом же деле заявления о банкротстве – спорные: выручка компании составляет примерно миллиард рублей, а сумма активов превышает долги примерно на полтора миллиарда. Более того, менее чем за месяц до отказа платить по счетам Дирекция транспортного строительства заключила с компанией дополнительное соглашение, то есть, по сути, их все устраивало.

К тому же, как сообщают СМИ, чиновники Смольного не единожды пытались «пропихнуть» в администрацию «Метростроя» нужных людей. Одной из причин этого может быть личная неприязнь губернатора города к бывшему руководителю компании Вадиму Александрову по причине его непреклонности и нежелания идти на поводу у команды Беглова. Вероятно, за это градоначальник решил «ударить по больному», по родному сыну Александрова – Николаю. Последний руководил компанией в 2017 году и был обвинен в хищении 200 миллионов рублей и банкротстве предприятия. Его дважды отправляли в СИЗО в рамках данного дела и один раз Александров младший был отправлен под домашний арест.

Целью «публичной порки» могла быть демонстративная угроза всем, кто посмеет пойти против Беглова. В результате инициированное самим Смольным банкротство «Метростроя», которое могло быть осуществлено с нарушением законодательств и откровенным обманом, стало вытеснение гиганта метростроения с рынка, заменив его на марионеточную и лояльную организацию.

Аналогичная ситуация сложилась и с мостостроительной компанией ЗАО «Пилон», которая после прихода Беглова перестала получать контракты от города и оказалась на грани банкротства, а на ее месте появился новый подрядчик - Мостострой № 6».

Кто же станет очередной жертвой подковерных игр Беглова по распределению финансовых потоков жизненно важных сфер в Петербурге?

Сегодня в Петербурге происходят значительные преобразования. Начата транспортная реформа, создан единый информационно-расчетный центр в сфере ЖКХ, Смольный планирует организовать единый центр по уборке снега. Можно вспомнить и сложившуюся плачевную ситуацию с постоянными прорывами коммунальных систем в городе, куда тоже можно «приложить свою руку» команда Беглова. Все подобные «реформы» и интерес к отдельным городским структурам, вероятно, направлены на изменение логистических потоков денежных средств и личные интересы членов правительства, которые находятся явно не на последнем месте.

Таким образом с приходом к власти Александра Беглова и его команды происходят системные изменения в самых «денежных» сферах хозяйственного обеспечения города, которые регулярно сопровождаются все новыми уголовными и административными делами. А, как известно, использование силового ресурса для захвата бизнеса называется не иначе, как рейдерством.