Скниловская трагедия. Кошмар последнего авиашоу Украины

Трагедия в Скнилове стала самой кровавой за всю историю авиашоу и поставила точку на проведении таких мероприятий на Украине
Катастрофа. Кадр youtube.com
Катастрофа. Кадр youtube.com
Катастрофа. Кадр youtube.com Катастрофа. Кадр youtube.com

Прошло ровно 16 лет с момента самой масштабной катастрофы в истории мировых авиашоу. Пилоты, признанные виновными в смерти 77 человек, отбыли назначенные сроки заключения, но на многие вопросы до сих пор так и не получены исчерпывающие ответы.

Ничто не предвещало трагедии

27 июля 2002 года во Львове была отличная погода, и более 10 тысяч жителей города вместе с детьми прибыли на местный аэродром в Скнилове, чтобы стать зрителями грандиозного авиашоу. В этот день свое 60-летие отмечал 14-й авиационный корпус ВВС Украины, командование которого решило порадовать горожан незабываемым представлением с участием большого количества авиатехники.

Изюминкой программы должен был стать полет суперсовременного истребителя Су-27, управление которым доверили самым опытным летчикам Владимиру Топонарю и Юрию Егорову.

Украинский Су-27 в полете. Фото: wikipedia.org / Mike Freer
Украинский Су-27 в полете. Фото: wikipedia.org / Mike Freer

Владимир Топонарь на тот момент уже имел около 27 лет летного стажа и в течение последних шести лет являлся членом элитной пилотажной группы «Украинские соколы», неоднократно бравшей главные призы международных авиашоу. Юрий Егоров имел меньший полетный опыт, но тоже считался очень опытным и профессиональным пилотом.

Над аэродромом жарко светило солнце, и зрители рассыпались по всей отведенной для просмотра авиашоу площади, наблюдая за полетами легких самолетов и вертолетов.

Последний полет

Примерно в 13.00 часов по местному времени в воздух взмыл Су-27, полет которого зрители встретили овациями. Еще бы, ведь пилоты начали совершать одну за другой фигуры высшего пилотажа!

При этом они находились на сверхмалых высотах и прямо над головами зрителей. Многие могли даже рассмотреть детали фюзеляжа реактивного истребителя и рассказывали детям о принципах его полета!

Но через четыре минуты произошло невероятное. Самолет начал резко снижаться и падать прямо на смотровое поле. Он задел одно из стоявших невдалеке деревьев, зацепил крылом стоявший на взлетной полосе Ил-76 и врезался прямо в толпу зрителей, разрывая их на части.

Взрыв баков с горючим довершил трагедию. Те, кто не погиб под обломками истребителя, сгорели заживо. Дежурившие на аэродроме медики не могли оказать помощь всем пострадавшим, поэтому в Скнилов были направлены все свободные бригады «Скорой помощи» Львова.

Взрыв баков с горючим. Кадр из youtube.com
Взрыв баков с горючим. Кадр из youtube.com

Всего в результате авиакатастрофы погибли 77 человек, включая 28 детей, а несколько сот зрителей получили ожоги и травмы различной степени тяжести.

Стоит заметить, что в момент, когда Су-27 начал таранить зрителей, летчикам удалось катапультироваться, и они практически не пострадали. Некоторые зрители пытались устроить над ними самосуд прямо на аэродроме, но военные этого не допустили.

Виноваты стрелочники-пилоты

Министерство обороны Украины провело экстренное расследование и назвало виновниками трагедии пилотов, которые отклонились от полетного задания и совершили ошибки в пилотировании Су-27.

Также было указано и на ошибки организаторов авиашоу. По мнению экспертов, они в нарушение правил техники безопасности допустили полеты на сверхнизких высотах прямо над смотровым полем, на котором размещались десятки тысяч зрителей.

Кроме того, в выводе комиссии было указано, что из-за экономии топлива организаторы не провели за день до авиашоу обязательные тренировочные полеты, во время которых можно было бы проверить летные возможности самолетов.

Один из пилотов Су-27 катапультируется в момент столкновения с землей. Кадр из Кадр из youtube.com
Один из пилотов Су-27 катапультируется в момент столкновения с землей. Кадр из Кадр из youtube.com

Украинский суд согласился с выводами экспертной комиссии, признав виновными в смерти людей Владимира Топонаря (осужден на 14 лет лишения свободы) и Юрия Егорова (8 лет).

Сколько же проклятий им довелось выслушать на суде от родственников погибших! Но пилоты так и не признали собственной вины, заявив о том, что причина крушения кроется в неисправностях обоих двигателей, мощность которых на сверхмалых высотах упала до катастрофических показателей.

А может, организаторы?

По словам входившего в следственную группу подполковника Геннадия Жукова, на момент авиакатастрофы самолет двигался со скоростью 360-360 км/час. Хотя тестеры показывали 430 км/час. К тому же, в условиях разреженного из-за высокой температуры воздуха при выходе из пике резко снижается подъемная сила крыла, чего однозначно не учли организаторы и летчики.

Возможно, именно это и явилось основной причиной трагедии, но во время суда Владимир Топонарь неожиданно заявил, что в зоне полетов находился… НЛО.

Такое заявление вывело из себя командование украинских ВВС и рассматривавших уголовное дело судей. Топонарь получил максимально возможный срок заключения. А вот четыре генерала, отвечавших за организацию авиашоу, были оправданы.

27 июля. Родственники погибших в результате Скниловской катастрофы проходят по львовским улицам. Фото ИТАР-ТАСС / Виталий Грабар
27 июля. Родственники погибших в результате Скниловской катастрофы проходят по львовским улицам. Фото ИТАР-ТАСС / Виталий Грабар

Позднее к 6 годам лишения свободы приговорили заместителя командующего 14-м авиакорпусом Анатолия Третьякова и заместителя руководителя полетами Юрия Яцюка (а начальники почему-то оказались ни при чем!), а начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных получил 4 года лишения свободы условно (вообще непонятное решение суда).

Независимые украинские и международные журналисты неоднократно указывали на неадекватность решения суда, который вынес выборочные наказания. Многих интересовало, как может такое быть, чтобы прямые руководители были судом оправданы, а их заместители осуждены? Но эти вопросы так и остались без ответа.

Экономия на жертвах

Юрий Егоров отбыл в местах заключения 2,5 года, а Владимир Топонарь провел в заключении 8 лет. Сегодня оба получают военную пенсию, из которой выплачивают назначенный судом штраф (возможно, на момент написания статьи, уже и выплатили – авт.)

Оправданные генералы также чувствуют себя достаточно хорошо. В отличие от жертв Скниловской трагедии, получивших от государства минимальную помощь на лечение и захоронение близких. Большинство из них считает, что расследование причин авиакатастрофы было сознательно сфабриковано, чтобы освободить Министерство обороны Украины от необходимости выплачивать жертвам материальный и моральный ущерб.

Часовня всех Святых украинского народа, построенная в честь 1-й годовщины Скниловской трагедии. Львов, ул. Авимационная. Фото: wikipedia.org
Часовня всех Святых украинского народа, построенная в честь 1-й годовщины Скниловской трагедии. Львов, ул. Авимационная. Фото: wikipedia.org

В Европейском суде по правам человека сегодня находится несколько десятков исков от лиц, пострадавших в результате этой трагедии. Но с их рассмотрением никто не спешит.

Вам может быть интересно: