«Замкнулся и стал угрюмым»: что должно встревожить родителей в поведении подростка

После трагедии, которая произошла в керченском колледже, портал EG.RU поговорил с экспертами о том, какие моменты в поведении ребенка должны насторожить родителей в первую очередь, чтобы понять, что он не справляется со своими проблемами
трудный подросток
Часто мы не замечаем первые тревожные сигналы, на которые надо обращать внимание, чтобы понять, что с ребенком что-то происходит
трудный подросток трудный подросток

Свои рекомендации родителям и педагогам озвучил детский психолог Михаил Зотов.

Резкость в поведении, неожиданные проявления агрессии

Часто мы не замечаем первые тревожные сигналы, на которые надо обращать внимание, чтобы понять, что с ребенком что-то происходит. В первую очередь насторожить должны замкнутость, неразговорчивость, резкость в ответах, резкость в поведении, неадекватная агрессия и злость, которые подросток проявляет в ситуации, где можно реагировать спокойно.

Психолог советует родителям насторожиться, если ребенок проявляет замкнутость, неразговорчивость и резкость в ответах. Фото: кадр из сериала "Californication"

Отчуждение от общества

Как ребенок общается в соцсетях, в каких группах он состоит, какие страницы и сообщества посещает, что он пишет на своей странице — об этом важно знать каждому родителю. Нужно иметь не только хорошие и доверительные отношения с подростком, но и быть «продвинутым», уметь пользоваться социальными сетями. Многие родители сегодня имеют аккаунты в соцсетях, активно и открыто общаются со своими детьми в Facebook и «ВКонтакте» — таким образом, у ребенка не складывается ощущение, что за ним тайно «шпионят».

«Важно замечать, есть ли у него друзья, стараться поддерживать с ними добрые отношения. Если резко друзья исчезли из окружения вашего ребенка — это нехороший знак. Либо произошел конфликт, либо по какой-то другой причине подросток отстранился от социума»,

— отметил Михаил Зотов.

Изменения в настроении: угрюмость

Родители, которые много общаются со своим ребенком, могут увидеть, что однажды у него изменилось эмоциональное состояние. Подросток стал угрюмым, унылым, грустным. Такой настрой говорит о том, что с ребенком что-то происходит.

Кадр из фильма "Кусочки Трейси"

Испортились отношения с одноклассниками и педагогами

Если вы заметили, что подросток неохотно идет в школу или отказывается туда идти, значит, для этого есть причины. Что происходит с ним и как поступить в этом случае?

«Надо налаживать контакты с учителями, со школьными психологами, узнавать у детей и родителей, что происходит в классе, как ребенок общается на переменах. Многие дети, как ни странно, молчат о проблемах в школе. Ребенку страшно признаться родителям, а зачастую и стыдно, что его портфель пинают, над ним издеваются, отнимают деньги или еду. Но в любом случае подросток просигнализирует, что он с чем-то не справляется, этот сигнал надо вовремя считать. В данном случае нужно срочно подключать все возможные ресурсы: школьных психологов, детских психологов, если есть возможность — обратиться в социальные службы, поискать специальные тренинги для подростков, которые нацелены на решение этой проблемы»,

— отметил психолог.

Проявления жестокости, отсутствие эмпатии

Подростковая жестокость — это явление не исключительно нашего времени, но в последние годы мы с ужасом отмечаем, как открыто дети демонстрируют свои агрессивные наклонности. Почему это происходит и можно ли этому противостоять?

«В последнее время мы стали все чаще замечать, как наши дети, подростки становятся настолько жестокими, что это удивляет даже взрослых. Подростковая жестокость существовала всегда, но такая неприкрытая, откровенная жестокость, с которой общество сейчас сталкивается, очень пугает. Здесь надо обратить внимание на информационное поле, которое открыто для подростков: по телевизору, из канала YouTube, из соцсетей они слышат и видят то, что им знать не надо. А эта информация часто является запуском: не только посмотреть, но и сделать. Это самое для нас страшное, и мы, как социум, не понимаем, что с этим делать»,

— отметил Михаил Зотов.

Кадр из фильма "Девушка по соседству"

Кстати, отсутствие эмпатии, то есть сопереживания, — это тот признак, на который указывают психологи, анализируя поведение «керченского стрелка» Владислава Рослякова.

«Совершенно очевидно, что человек был внутренне изолирован, и что в итоге выросло, можно только догадываться. То хладнокровие, с которым он все это сделал, может говорить об отсутствии эмпатии, которое может быть связано с какой-то психопатологией. Человек хладнокровно уничтожает толпу людей. Это может быть признаком социопатии и в некотором смысле психопатии»,

— рассказала EG.RU семейный психолог Анна Хныкина.

Как говорить с подростками о трагедии в Керчи?

Возвращаясь к керченской трагедии, EG.ru задал вопрос психологу о том, как нужно работать с детьми, пережившими трагедию, и стоит ли вообще акцентировать внимание детей на этой истории. Михаил Зотов отметил, что не надо бояться об этом говорить с подростками, нужно лишь правильно расставить акценты.

«Все подростки, прошедшие через эту трагедию, должны быть опрошены психологом, нужно проработать все психологические травмы, которые пережили дети. Даже те ребята, которые не присутствовали в тот день в колледже, тоже травмированы этой историей. Безусловно, страх посещения этого учебного заведения у студентов может появиться. Сейчас задача всех психологов, находящихся в городе, подключиться и поработать со всеми учащимися колледжа, проанализировать и продиагностировать, кто находится в каком состоянии, чтобы затем преодолеть страхи и психологические проблемы. Это нужно сделать обязательно. К сожалению, для некоторых детей с неустойчивой психикой данная история может являться инструкцией по применению, и это тоже надо понимать. Но не стоит бояться об этом говорить. Поэтому учителям и педагогам надо быть открытыми и смелыми в обсуждении данной истории, говорить о том, как часто мы друг друга не замечаем, не видим состояния другого человека — а ведь мы можем оказаться поддержкой для него»,

— отметил Михаил Зотов.

Вам может быть интересно: