К чему приведет новый закон о дистанционном образовании в школах?

Закон о дистанционном обучении в школах
Почему родители и учителя раскритиковали новый закон о дистанционном обучении в школах. Фото: depositphotos.com
«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня мы расскажем, почему родители и учителя раскритиковали новый закон о дистанционном образовании в школах.

В марте российским школам порекомендовали на время перейти на онлайн-обучение в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Несмотря на то, что дети не болеют коронавирусом в активной форме, они продолжают быть переносчиками заболевания и также нуждаются в режиме самоизоляции.

Спустя полтора месяца, как школы перешли на дистанционное обучение, в правительстве предложили узаконить понятие дистанционного образования.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила прописать порядок дистанционного обучения, чтобы школы придерживались определенного регламента и предоставляли одинаково качественное дистанционное образование, а не толковали его каждая по-своему.

Валентина Матвиенко также уверена, что дистанционное образование будет востребовано и после снятия режима самоизоляции. И хотя спикер оговорилась, что оно пригодится в исключительных случаях — например, чтобы заболевший ребенок не отставал от класса, — такая законодательная инициатива вызвала немало споров.

Остро отреагировала на предложение Валентины Матвиенко российская актриса Мария Кожевникова:

«Я хочу открыто выступить против законодательного утверждения дистанционного образования в Российской Федерации, которое разделит народ на бедных и богатых. Да, оно возможно и необходимо в чрезвычайной ситуации, но переход в обычной жизни "добьет" детей, которые и так в большинстве своем не мыслят жизни без телефонов, планшетов и все больше живут в виртуальной жизни без человеческого общения и тепла!» — написала Мария Кожевникова на своей официальной страничке в «Инстаграме».

Мы спросили у эксперта, как скажется на детях закон о дистанционном образовании в школах и в чем плюсы и минусы дистанционного обучения.

Чем дистанционное образование отличается от домашнего обучения?

Мнение эксперта

Павел Чернышов

преподаватель высшей категории, генеральный директор ООО «Ринфиц», главный эксперт портала «Информио»

— Для начала давайте разделим два понятия: дистанционное и домашнее обучение. Домашнее, или семейное обучение предполагает, что образованием ребенка будет заниматься его семья, а школа — проводить промежуточные и итоговые аттестации, проверяя, как родители справляются с ролью учителей.

Школа, за которой закрепляется ребенок на домашнем обучении, предоставляет родителям полную образовательную программу. Ее можно осваивать самостоятельно или с репетиторами.

Дистанционное обучение проходит по классической школьной модели: с уроками, лекциями и проверкой домашнего задания, только в режиме онлайн — с помощью видеоуроков, чатов, онлайн-тестов и конференций.

На самом деле школы уже перешли на дистанционное обучение, пусть и частично: практически везде введена система электронных журналов, где выставляются оценки и прописываются домашние задания. Однако полный переход на дистанционное образование — гораздо более серьезный шаг.

Плюсы дистанционного обучения в школах

Главный плюс такой меры — возможность оградить ребенка от дурного влияния сверстников и травли. В школьном коллективе довольно жесткие «законы». Если кто-то из одноклассников отличается внешне, имеет дефект речи, смешную фамилию, плохо одевается или не может позволить себе новый смартфон, он тут же становится объектом насмешек.

В этом плане финансовое, социальное и физическое неравенство детей сгладится и отойдет на второй план.

Минусы дистанционного обучения в школах

Но есть и другая сторона медали: на дистанционном обучении ребенок меньше взаимодействует с другими детьми. В результате у него могут развиваться проблемы с социализацией.

В процессе живого общения, как с одноклассниками, так и с учителями, дети учатся, как себя вести, где надо сдержать себя, а где проявить. Познают дружбу, любовь, ненависть и предательство. Этому трудно научиться в закрытой среде дома, а переписка едва ли заменит реальный разговор.

Еще один минус заключается в том, что на дистанционном обучении, в отличие от домашнего, учесть предпочтения, склонности и таланты ребенка и пойти «своим путем» не получится. Фактически дистанционное обучение в школах можно сравнить с удаленной работой — нагрузка и программа те же самые, но без живого общения.

Дистанционное обучение в школах отнимает много времени у родителей

Опыт временного перехода школы на дистанционное обучение показал, что оно практически невозможно без контроля и помощи родителей. Если раньше ответственность за усвоение школьного материала лежала на учителях, а домашнее задание — на родителях, то теперь родители участвуют в каждом этапе и гораздо больше вовлечены в процесс.

Кому-то это только в радость, но что делать матерям-одиночкам, которым нужно работать, пусть даже и удаленно?

Полный переход на дистанционное образование означает тотальную смену жизненного уклада семьи.

Жалуются на систему онлайн-обучения и учителя, говоря о том, что их рабочий день перестал быть фиксированным и теперь им нужно чуть ли не круглые сутки находиться на связи. К тому же перебои с интернетом и прочие технические проблемы не позволяют качественно провести урок.

Дистанционное обучение мешает усвоению материала

У онлайн-обучения есть и другие проблемы, с которыми только предстоит столкнуться, если полностью перевести школы на дистанционное образование.

Например, карьерные специалисты Марисса Шаффлер и Джанпьеро Петрильери в ходе исследования выяснили, что общение в видеочате требует гораздо больше эмоциональных ресурсов и внимания, чем беседа в реальной жизни.

На восприятие информации влияют и технические проблемы с интернетом: чтобы понять собеседника, нам приходится прикладывать гораздо больше усилий — вслушиваться, всматриваться, тратить больше времени на интерпретацию из-за искаженного голоса и интонации, — а значит, мы быстрее устаем и меньше запоминаем, пишет Би-би-си.

Особенно это сказывается на получении и усвоении новой информации — как в случае с онлайн-уроками. Поэтому в перспективе полный переход на дистанционное образование грозит снижением обучаемости и ростом нервных расстройств.

Читайте также: