Гений бодипозитива: для особого свечения Рубенс добавлял в краски свежую кровь

Гений бодипозитива: для особого свечения Рубенс добавлял в краски свежую кровь
Автопортрет (1863 г.)
«Если видишь: на картине нарисован целлюлит, / От которого мужчина без оглядки убежит, / Все раздеты и развратны, / И как будто банный день, / Всем, конечно же, понятно: / Это Рубенс. Ясень пень!» - забавная напоминалка для идентификации мастера. Шутки шутками, а ведь благодаря полотнам знаменитого фламандца женщине (да и мужчине) любой комплекции не стыдно раздеться в той же бане. Он писал не про лишний вес - восхвалял данное каждому естество, что укладывается в модную ныне концепцию принятия себя. 445 лет назад живописец появился на свет - по случаю юбилея воздадим гению должное за лояльное отношение к нашим излишествам.
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

Пробиться к сердцам потомков живописцу удалось не сразу. Сторонники классицизма скептически относились к его творениям. Художника обзывали ремесленником за плодовитость (большую часть работ помогали делать подмастерья). А картины сравнивали с мясной лавкой - дескать, даже ангелочки так раскормлены, что с трудом летают. Рубенса подначивали: от избытка парчи, атласа, сверкающих лат и богатой мебели на картинах душно.

Но именно таким в эпоху Возрождения представлялось счастье в купеческой Фландрии. Этот край был цветущим, пока в XVI веке Испания, под властью которой находились Нидерланды, не начала искоренять народившееся здесь протестантство. В ответ северные провинции страны подняли восстание во главе с принцем Вильгельмом Оранским.

С именем этого деятеля связана пикантная история семьи художника. Отец, судья Антверпена Ян Рубенс, состоял на службе у короля Филиппа Испанского, но втайне помогал Вильгельму. И это раскрылось. Под угрозой смерти Ян с женой Марией Пейпелинкс и пятью детьми бежал в Германию, где его угораздило завести шашни с Анной Оранской - женой своего патрона. Та забеременела. Вильгельм посадил соперника на два года и лишил имущества. А когда Ян вышел из тюрьмы, сослал в немецкий городок Зиген. Там и родился Питер Пауль.

В доме-студии Рубенса в Антверпене (Бельгия) открыт музей
В доме-студии Рубенса в Антверпене (Бельгия) открыт музей 

Мария не бросила неверного мужа. Пока тот мотал срок, тащила на себе детей, выращивая овощи на продажу и сдавая внаем комнаты.

Когда Анна Оранская умерла, Вильгельм махнул рукой на наставившего ему рога Яна. Семья перебралась в Кельн. Но вскоре Рубенс-старший умер. Следом болезни унесли жизни четверых его детей.

Мария с двумя оставшимися сыновьями и дочерью вернулась в Антверпен. Питера отдали в иезуитский колледж. Он выучил девять иностранных языков, преуспел в литературе и точных науках. Матери удалось устроить 13-летнего отрока пажом к знатной даме, где тот наловчился красиво писать, говорить и эффектно запахивать плащ. В будущем хорошие манеры пригодились.

Елена Фоурман на картине «Шубка» (1638 г.)
Елена Фоурман на картине «Шубка» (1638 г.) 

Дипломат и шпион

В 14 лет Питер Пауль начал копировать картинки из Библии. Задумав учиться на художника, освоил азы живописи во фламандских мастерских. Накопив денег, отбыл в Италию, где жадно перерисовывал полотна Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, изучая их технику. Талант заметили: в Венеции Питер получил покровительство герцога Манту и Винченцо I Гонзаги - знатного мецената. У Рубенса был дар налаживать контакты, что весьма пригодилось в период Тридцатилетней войны, когда живописцу пришлось взять на себя роль дипломата и… шпиона. Одна из блестящих операций, проведенных им: переговоры с представителем герцога Букингемского - главного врага короля Испании той поры. В обход шпиков кардинала Ришелье Питер спас страну от вторжения английских войск. В переписке художник кодировал имена цифрами. Например, 104 означало Мария Австрийская, 103 - Людовик XIII и т.д. Такие услуги испанский двор щедро оплачивал.

Изабелла Брант (ок. 1624 г.)
Изабелла Брант (ок. 1624 г.) 

Презрел поцелуи старухи

Живописец не работал с обнаженной натурой - выписывал складочки по памяти. Исключение - любимая модель Елена Фоурмен, вторая супруга художника. Рубенс венчался с ней через несколько лет после смерти первой жены Изабеллы Брант, которую в 34 года убила чума.

- Я решил снова жениться, потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Взял молодую жену, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе и, сказать по правде, было бы тяжко потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи, - объяснил свое решение 53-летний Питер. Невесте было 16.

За десять лет их брака родилось пятеро детей. Последняя дочка появилась на свет уже после смерти Рубенса - в чреслах гения до последнего кипела кровь.

Елена Фоурмен - красавица слева в «Трех грациях» (1635 г., Музей Прадо, Мадрид). Художник изобразил девушек в образе богинь красоты, изящества и радости. Их тела словно светятся. Современники поговаривали: чтобы придать краскам особый тон, мастер добавлял в них свежую кровь. К слову, средний палец на правой руке женщины неественно искривлен. Рубенс страдал подагрическим артритом и вольно или невольно переносил свой недуг на полотна.


Кстати

  • Когда в 1640-м художника не стало, Елена Фоурман хотела уничтожить все картины, где она изображена без одежды. Но через духовного отца ее уговорили оставить шедевры для будущих поколений.
  • Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3 тыс. картин. После его смерти имущество огромного поместья в Антверпене описывали пять лет. Сейчас там музей.

На грани провокации

Рубенс был в восторге, если получалось взбудоражить публику и вызвать волну критики. Все пиар, кроме некролога, - принцип, который всегда работает.

«Голова Медузы Горгоны»

  • 1617, частная коллекция
«Голова Медузы Горгоны»
«Голова Медузы Горгоны» 

Окровавленная голова мифического чудовища с еще живыми змеями вместо волос пялится гневно выпученными глазами. Она и после смерти обращает все живое в камень. Одна из самых жутких картин в истории искусства.

«Леда и Лебедь»

  • 1601 г., частное собрание
«Леда и Лебедь»
«Леда и Лебедь» 

Леда - дочь этолийского царя Фестия - пленила красотой Зевса. Верховный бог в образе лебедя зачал с ней детей. Леда произведет на свет яйцо, из которого родится прекрасная Елена - виновница Троянской войны. Церковь осуждала полотно за излишнее сладострастие.

«Кимон и Перо»

  • 1630 г., Рейксмюсеум, Амстердам
«Кимон и Перо»
«Кимон и Перо» 

История о старике Кимоне, ожидающем казни. Тюремщик разрешил навестить отца Перо - дочери осужденного. Та из милосердия накормила его грудным молоком. Есть версия сюжета, где старик не выглядит отрешенно. Он жадно припал к женским прелестям. Перо в отвращении отворачивается. Через окно на них пялятся тюремщики.

«Пьяный Геркулес с нимфой и сатиром»

  • 1611 г., Дрезденская картинная галерея
«Пьяный Геркулес с нимфой и сатиром»
«Пьяный Геркулес с нимфой и сатиром» 

Сыну Зевса не чужды человеческие слабости. Правда, он хватил лишку и едва стоит на ногах. Ему неловко - взгляд в сторону. Но верная свита подставит плечо.

«Вакх»

  • 1630 - 1640 гг., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Вакх»
«Вакх» 

Юноша в образе бога виноделия сидит на бочке. Его обнимает вакханка, наполняющая чашу. Падающие капли ловит ртом сатир. За спиной юноши припал к амфоре Пан. Справа в углу писает купидончик. Всем хорошо.



Источник фото: Legion-Media,Commons.wikimedia.org




На эту тему: