Какие лекарства помогут при коронавирусе
История с коронавирусом вызывает много вопросов. Можно ли принимать препараты, которыми всю жизнь лечили простуду? Что делать тем, у кого есть хронические заболевания? Особенно тонкий момент — как лечить вирусную инфекцию у детей? Не навредим ли, давая малышам «взрослые» лекарства? Изучив рекомендации специалистов, попробуем разобраться.
Известный врач-педиатр Сергий Бутрий подтверждает: беспокойные родители засыпают его подобными вопросами и на очном приеме, и в личных сообщениях. Он предупреждает, что выражает собственное мнение и не претендует на истину в последней инстанции. Между тем доктор имеет огромный опыт работы с маленькими пациентами, и к его рекомендациям стоит прислушаться. Своими наблюдениями он регулярно
— Итак, чем сейчас снижать лихорадку у детей?
— Чем раньше снижали, тем снижайте и сейчас, — считает доктор. — Одним детям помогает лучше ибупрофен, другим парацетамол, родители устанавливают опытным путем что лучше — и дают его, это правильная тактика и раньше, и теперь.
— Ибупрофен при коронавирусе нельзя, он увеличивает риск осложнений, — это верно?
— Есть такое мнение, да. Но это касается только коронавируса, а не любой ОРВИ, и основано пока только на мнении врачей, которые лечат в ОРИТ (отделение реанимации и интенсивной терапии. — ред.) самые тяжелые осложнения коронавируса. Пока рано говорить о том, что эта тенденция касается всех зараженных COVID-19.
— Говорят, от парацетамола огромное количество осложнений, и в США каждая вторая пересадка печени требуется человеку, у которого отказала печень из-за парацетамола.
— Знакомьтесь, это секта Свидетелей Убивающего Парацетамола, они проповедуют свое учение уже много лет, обострились во время пандемии. При этом нельзя сказать, что они совершенно неправы, мой сарказм вызван лишь упоротостью, с которой они несут это в массы, зачастую не беря в расчет всех других (гораздо более вероятных) рисков для их детей, например, пичкают ребенка БАДами с «айхерба» совершенно бесконтрольно.
В настоящее время можно сказать так: парацетамол не настолько безопасен, насколько мы ожидали бы от безрецептурного лекарственного препарата, но лучше парацетамола и ибупрофена у нас все равно ничего нет. Нимесулид (найз), комбинация парацетамола с ибупрофеном (ибуклин), аспирин, анальгин, диклофенак и другие НПВС имеют на порядок более высокий уровень побочных эффектов и/или меньшую эффективность и рассматриваются только в некоторых исключительных случаях.
FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов — агентство Министерства здравоохранения и социальных служб США. — ред.) по-прежнему заявляет что парацетамол опасен только при передозировке и/или приеме его вместе с алкоголем.
И хотя есть ряд свидетельств, что он бывает опасен и в рекомендованных стандартных дозах, мы пока не ограничиваем применение парацетамола в педиатрии, но, как и с любым другим лекарством, стараемся минимизировать его прием, давать только тогда, когда он действительно необходим.
— Опасен ли новый коронавирус для детей?
— Гораздо менее опасен, чем для пожилых, и почти совсем нет детских смертей, но таки да, определенная опасность есть, и она, для сравнения, выше, чем от гриппа даже у непривитых.
То есть бояться за детей сейчас надо в последнюю очередь. Интернет завален мемасиками про то, что «коронавирус спонсирован пенсионным фондом России», и неспроста — смертность в категории людей старше 70 лет действительно колоссальная.
— Возможно ли, что раз в России гораздо меньше людей, доживающих до преклонного возраста, COVID-19 не сможет ударить по нам так сильно, как по «долгоживущей» Италии?
— Трудно сказать. Возможно, да. Но учитывайте, что, чтобы дожить до 100, итальянцы должны быть гораздо здоровее россиян, скажем, в 60. Поэтому возможен и обратный эффект: низкий общий уровень здоровья пожилых россиян «омолодит» статистику по коронавирусу, когда вот это все закрутится у нас. Но строить сейчас прогнозы — дело неблагодарное и ненадежное, особенно педиатру.
— Ребенок заболел ОРВИ (лихорадка, насморк, кашель), как его лечить в нынешних условиях? Как понять, что это не COVID-19? Что делать, если COVID-19?
— Ровно так же лечить, как и до пандемии, и не особо важно знать, ковид ли это.
Ковид течет дольше обычной ОРВИ (2-3 недели) и иногда осложняется обширной пневмонией — вот этот момент только и требует вмешательства врачей, стационара, ИВЛ и прочего страшного для вас. Тут правило простое: заметили одышку — часто дышит, пыхтит, западают уступчивые места грудной клетки, не может сказать пять слов на одном выдохе, — срочно к врачу. Эффективных лекарств или стратегий, способных снизить риск возникновения одышки при ковид, — нет.
— Ходит слух, что дети вообще не болеют COVID-19 и не опасны для пожилых.
— Ложь, вполне болеют, хоть и легче, и реже. С эпидемиологической точки зрения, при любой болезни опаснее (как распространитель) именно бессимптомный или малосимптомный носитель (от него не защищаются окружающие), а, по последним исследованиям, до 10 процентов всех заражений ковидом происходят от бессимптомных носителей. Добавьте сюда привычку обнимать и целовать детей, низкие навыки гигиены у детей — и вы придете к выводу, что дети, предположительно, даже опаснее для пожилых, чем взрослые. Я бы сейчас рекомендовал максимально ограничить контакты детей с бабушками и дедушками для заботы о последних.
— У моего ребенка астма, для него COVID-19 более опасен, чем для остальных детей? Что в связи с этим нужно делать?
— Эксперты пока затрудняются с ответом, недостаточно информации для каких-либо выводов. Но, полагаю, раз до сих пор нет данных, что астма увеличивает риск осложнений, значит, или не увеличивает, или очень незначительно.
К тому же, ну что вам бы дало это знание? Сейчас важно ограничить контакты и усилить гигиену всем — и астматикам, и здоровым. Был бы лишний повод для тревоги без механизма дополнительного снижения риска — зачем?
— Правда ли, что ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента (ИАПФ) увеличивают риск заболеть/осложниться от COVID-19 и их следует срочно отменить?
— Скорее всего, нет, а если и так — демонизация ИАПФ принесет на два порядка больше вреда, чем усиление риска ковид у пожилых.
— Можно ли продолжать плановую вакцинацию в период эпидемии?
— Трудно взвесить пользу и риск. Вакцинация в условиях очереди по 2 часа в тесной душной поликлинике — скорее, должна быть остановлена. Вакцинация в условиях четкой предварительной записи (пришел в свое время, сразу прошел к врачу, привился, сразу вышел на улицу и 30 минут погулял с ребенком у крыльца) — скорее, должна быть продолжена.
— В ватсап-чатах распространяется спам-рассылка, мол, государство все замалчивает, и на самом деле у нас уже эпидемия, как в Италии, но не выявляют и хоронят без точного диагноза, так ли это?
— Допускаю, что единичные случаи невыявленных смертей от ковид сейчас возможны в России. Лечат без верного диагноза, погибает от отека легких, ставят нетипированную вирусную тотальную пневмонию на вскрытии. Но это важно только с точки зрения эпидемиологии, с точки зрения защиты медиков и контактных — само лечение при любой вирусной пневмонии было и остается одинаковым, с диагнозом или без — этим людям оказывается вся возможная помощь, за них борются до последнего вздоха, как и положено.
Так вот, думаю, единичные такие случаи возможны, но у нас точно еще не как в Италии. По одной простой причине — наши реанимации пока не завалены задыхающимися пожилыми людьми.
Можно пустить пыль в глаза по ТВ и в СМИ, приукрасить отчеты, наврать о выявляемости, выполнить ямочный ремонт с карантинизацией подозрительных и термометрией в поездах — и т. д. Но рты людям не заткнешь, смартфоны и Интернет сейчас у каждого. Как только появятся первые бабушки и дедушки с жизнеугрожающей одышкой, которые лежат в коридорах больниц, и на них не хватает не то что ИВЛ, а даже носового катетера с кислородом, — дети и внуки начнут постить стримы в соцсетях, и мы это увидим. Так что не драматизируйте степень замалчивания — она вовсе не абсолютная.
Это не отменяет того факта, что тех мер, которые принимаются сейчас государством, не хватит, чтобы сдержать натиск эпидемии, — разве что нас каким-то чудом эта беда сама обойдет стороной. Самоизоляция, гигиена и настороженность сейчас очень важны. Но и нагнетать не надо, это не полезно.
Оставьте собак в покое
— Ждать ли вакцину от коронавируса и как скоро?
— Вчера американцы ввели первую дозу разработанной экспериментальной вакцины от COVID-19 первому добровольцу, то есть началась фаза 1 (всего фаз три) испытания вакцины.
Обычно самая спешная разработка вакцины занимает год, еще год потребуется для выпуска семи миллиардов доз вакцины и введения ее всем жителям планеты. Так что эксперты советуют приготовиться к минимум двухлетней продолжительности и волнообразному течению этой пандемии.
— Появилась информация, что животные тоже могут болеть и передавать человеку вирус COVID-19, это так? Люди в панике избавляются от собак и других питомцев.
— Пока мало данных, но скорее нет, чем да. Оставьте бедных собак в покое.
— Я хочу сдать анализ на ковид сам, в частном порядке. Это возможно?
— Насколько мне известно — нет. Только через госпитализацию. Все частные лаборатории, которые сейчас предлагают сдать такой анализ, — врут и греются на хайпе.
Но ясно, что сейчас заполучить такой тест — это мечта любой крупной лабораторной сети, и, наверное, это вскоре случится.
Гипертоникам нельзя отменять лечение
- Российский Минздрав рекомендовал для лечения коронавируса лекарства, которые используются для борьбы с ВИЧ, гепатитом C и рассеянным склерозом. Называются, в частности, Рибавирин, рекомбинатный интерферон бета Ib и Лопинавир/Ритонавир.
- Совет Европейского общества кардиологов (ESK) прокомментировал предположение об опасности средств от гипертонии, содержащих ингибиторы АПФ. Речь о популярных препаратах — таких как ангиоприл, капотен, миорпил, энап и многих др. Некоторые пациенты, услышав о возможных осложнениях, вообще отказываются их принимать. Совет по гипертонии настоятельно рекомендует, чтобы врачи и пациенты продолжали лечение с их обычной антигипертензивной терапией, потому что нет клинических или научных доказательств того, что лечение должно быть прекращено из-за инфекции Covid-19, заявил председатель Совета ESK по гипертонии Джованни де Симоне.
- Профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мэйсона (США) Анча Баранова в качестве жаропонижающего советует принимать растворимый аспирин. Он не только собьет температуру и избавит от боли, но снизит риск воспаления и тромбообразования, в том числе в легких. Однако эта рекомендация относится только ко взрослым — и только тем, у кого нет противопоказаний.