11

Скандальная слава

Лето 1987-го запомнилось ленинградцам открытием первой в городе палатки с шаурмой и скандалом с Пугачевой. Два этих события в сознании жителей города на Неве оказались ассоциативно связаны на долгие годы.

Высокая гостья приехала дать концерты совместно с тевтонским рокером Удо Линденбергом. Сеять «разумное, доброе, вечное» было запланировано с утра, а ночью предстояло заселить певицу в отель, соответствующий ее звездному статусу. Примадонна рассчитывала на свои привычные люкс-апартаменты № 10 000 на 11-м этаже гостиницы «Прибалтийская». Двух­этажные, с кухней, двумя ванными, кабинетом, гостиной и пианино. Однако внезапно выяснилось, что номер занят! Борисовна, по своему тогдашнему обыкновению, устроила скандал.

Вот как вспоминал об этом легендарный Олег Непомнящий, в то время концертный директор Пугачевой: «Подойдя к стойке, я попросил выдать нам ключ от номера.
О скандале ПУГАЧЕВОЙ в питерской гостинице «Прибалтийская» в то время писали чаще, чем о полете космонавтов
— Да, пожалуйста, ваш номер — 12 000.

— Ничего подобного, наш номер 10 000.

— Русским языком вам говорю: 12 000, в 10 000-м живет иностранец.

В разговор вступила Алла:

— Может, он согласится поменяться?

В вестибюле возникла женщина с врожденным брезгливым выражением лица — начальник службы размещения гостиницы Байкова:

— Ну что, опять эта Пугачева разоряется?

Алла побледнела — я никогда не видел ее в такой ярости:
— Мне плевать на ваших иностранцев! Я требую свой номер. Что-нибудь в этой стране могут для меня сделать?!
Своими плясками примадонна могла зажечь даже Борю МОИСЕЕВА
Байкова смотрела на нее с плохо скрываемым удовольствием:

— Мы никого переселять из-за какой-то певички не станем.

Пугачева не верила своим ушам:

— Что? Повтори, что ты сказала?!

— Что слышала. Мне за тебя платит государство. Будешь сама платить, тогда и качай права.

Алла потеряла над собой контроль:

— Да ты никто, и звать тебя никак! Если бы я сама платила и давала взятки — ты бы по-другому разговаривала. Пошла вон отсюда!"

Провокаторша Байкова тут же сообщила о «хамской выходке звезды» в одну из ленинградских газет. В самом разгаре была перестройка, и почувствовавшие вкус крови журналюги растиражировали скандальную инфу по всей стране.
«Ты оскорбила всех простых советских людей-тружеников! Зажралась вконец, на прислугу свою ори, а не на нас!» — негодовали в письмах читатели.

В «Госконцерт» из Питера даже пришла телеграмма: «Отзовите из нашего города Пугачеву. Возмущены ее хулиганским поведением и безобразием. Сдаем билеты, не хотим идти на ее концерт. Группа ленинградцев».
Но Пугачева нисколько не расстроилась. В свое время Александр Стефанович объяснил ей важность регулярного появления на первых полосах газет и журналов. И талантливая ученица прекрасно усвоила азы маркетинга.
АБ любила повалять дурака
— Алла Борисовна нормально относилась ко всяким идиотским сплетням и даже немножко их поддерживала, — свидетельствовал фотограф Вячеслав Манешин, с середины 70-х до начала 90-х работавший с Пугачевой. — Помните ту историю в «Прибалтийской»? Когда ей сказали, что в «Вечернем Ленинграде» готовится материал, она задумалась на минуту и сказала: «Что-то давно обо мне ничего не писали. Пусть пишут!» И закрутилась эта карусель. Не могу утверждать, что это был подстроенный скандал, но поклонники тогда подсчитали, что сообщение о ее выходке передавали чаще, чем новость об очередном полете космонавтов. Спустя много лет мне рассказывали в Питере, будто кто-то из поклонников потом убил администратора «Прибалтийской» Байкову, из-за которой все началось.

Как нам удалось выяснить, Нина Ивановна Байкова действительно ушла из жизни вскоре после злополучного скандала. Онкология.
— Те, кто представляют Нину Ивановну эдакой хамоватой теткой, глубоко заблуждаются, — вступилась за Байкову ее коллега — начальник службы номерного фонда «Прибалтийской» Зельфира Обухович. — Она была очень привлекательной женщиной. Отлично владела несколькими иностранными языками. Работала в «Интуристе». Когда в 1979 году открылась наша гостиница, ее пригласили заведовать службой размещения. Место это по тем временам считалось хлебным. Вы бы видели, с какими тюками денег шли тогда желающие поселиться в гостинице! Но Нина Ивановна никогда не брала взяток. В тот день с Пугачевой сначала разговаривал старший портье. Может, у него была не самая привлекательная внешность. Пугачева ему сказала: «С такой рожей только асфальт укатывать». Тогда уже за стойку вышла Нина Ивановна. Видя, что Алла Борисовна увлеклась фольклорной частью, она перекинула весь огонь на себя. Не исключаю, что ее болезнь и скорая смерть были вызваны всей этой историей. Во всяком случае, психологический дискомфорт, несомненно, сыграл свою роль.
— Как мне говорила Нина Ивановна, человек, которому отдали 10 000-й номер, привез в Ленинград на лечение больного ребенка, и его просто не хотели беспокоить, — объяснила «Экспресс газете» начальник службы размещения «Прибалтийской» Марина Анипер. — Алла Борисовна повела себя грубо и некрасиво. Потом нас долго донимали звонками безумные девушки-поклонницы. «Мы вас кислотой обольем! — грозились. — Как вы, такие-сякие, смели обидеть нашу любимую Аллу Борисовну!» Нина Ивановна очень болезненно на все это реагировала, переживала, много курила. В мае 1988 года она ездила в Болгарию отдыхать и там уже почувствовала себя плохо.

По возвращении ее обследовали и сразу же положили в клинику на Песочной. Когда в июле мы приходили поздравить ее с днем рождения, она была вся обожжена облучением. А уже 5 декабря 1988 года Нины Ивановны не стало. Ей был всего 51 год. Она похоронена на Серафимовском кладбище, рядом с моряками с подводной лодки «Комсомолец» и пожарными, погибшими при тушении гостиницы «Ленинград».
В надежде спасти Байкову ее муж обращался к легендарной Джуне Давиташвили, которая в то время жила в «Прибалтийской». Но даже целительница с ее способностями не смогла помочь несчастной Нине Ивановне. Кстати, Джуна сама пострадала от хамства Пугачевой и разругалась с ней однажды в пух и прах.
— Когда-то я любила ее песни и относилась к ней с уважением, но потом произошел инцидент, после которого Алла перестала для меня существовать, — незадолго до смерти признавалась «Экспресс газете» г-жа Давиташвили. — Это было в 1986-м или 1987 году. Я тогда собиралась с сыном Вахо в Сидней на Конгресс международной ассоциации традиционной и альтернативной медицины. И вдруг Алла пригласила в гости. У меня не было времени, но Вахо сказал: «Мама! Ну съезди, раз она просит. Может, ей плохо, и она хочет, чтобы ты ее полечила». Я отправилась к ней на улицу Горького. У нее в гостях сидели все композиторы, Кальянов, Буйнов, Пресняков. Алла была уже изрядно выпившая. Встретила очень радушно. Посадила во главе стола. «Это твое место, Алла», — возразила я. Но она настояла, а сама села с другого края. Разлили водку. Мне поставили большую рюмку, наполненную до краев. «Я очень извиняюсь, но я вообще не пью», — сказала я Алле. Тогда она подошла ко мне, схватила меня за волосы и, потянув их вверх, потребовала: «А ну-ка пей!» В общем, унизила перед всеми.
— Когда-то я любила ее песни и относилась к ней с уважением, но потом произошел инцидент, после которого Алла перестала для меня существовать, — незадолго до смерти признавалась «Экспресс газете» г-жа Давиташвили. — Это было в 1986-м или 1987 году. Я тогда собиралась с сыном Вахо в Сидней на Конгресс международной ассоциации традиционной и альтернативной медицины. И вдруг Алла пригласила в гости. У меня не было времени, но Вахо сказал: «Мама! Ну съезди, раз она просит. Может, ей плохо, и она хочет, чтобы ты ее полечила».

Я отправилась к ней на улицу Горького. У нее в гостях сидели все композиторы, Кальянов, Буйнов, Пресняков. Алла была уже изрядно выпившая. Встретила очень радушно. Посадила во главе стола. «Это твое место, Алла», — возразила я. Но она настояла, а сама села с другого края. Разлили водку. Мне поставили большую рюмку, наполненную до краев. «Я очень извиняюсь, но я вообще не пью», — сказала я Алле. Тогда она подошла ко мне, схватила меня за волосы и, потянув их вверх, потребовала: «А ну-ка пей!» В общем, унизила перед всеми.
А мой отец всегда говорил мне: «Дочь моя! Будь воином своей жизни! Умей защитить саму себя!» В результате его воспитания я выросла достаточно жестким человеком. И терпеть такое унижение от Аллы не стала. Я ударила ее локтем под дых, схватила со стола хрустальную вазу и шарахнула ей об голову. А потом вцепилась в бусы, висевшие у нее на шее. Ее дочь Кристина попыталась защитить маму и бросилась на меня с ножом. Я ее так хлобыстнула, что она улетела за перегородку.

Все вскочили из-за стола и стали оттаскивать меня от Аллы. Но меня невозможно было от нее оторвать. У меня уже ум за разум заехал. Я разорвала ей глаз. Разорвала губу. Именно после этого Алла сделала первую пластическую операцию.

Как я выбралась из ее квартиры — не помню. В себя пришла только в лифте. Увидела, что мое платье в крови. Я не сразу поняла, что это кровь Аллы. В первый момент подумала, что меня зарезали. «Сейчас вернусь и убью ее», — подумала. Но приехала скорая и увезла Аллу с Кристиной. В руке у меня остались обрывки Аллиных бус. Я была в таком шоке, что потом долго не могла разжать эту руку. Мне стыдно сейчас обо всем этом вспоминать. Но Алла была сама виновата.
Три стакана водки для Дидье Маруани
О том, как ПУГАЧЕВА в те времена вела себя с коллегами по эстраде, «Экспресс газете» красочно рассказывал автор ее хита «Крысолов» — питерский композитор Олег КВАША.

— В 1987 году я попал к ней домой, на улицу Горького, на пьянку в честь лидера французской группы «Спейс» Дидье Маруани. Он специально прибыл в СССР, чтобы вручить три компакт-диска со своей музыкой: один — космонавтам, чтобы они взяли его в космос, второй — Раисе Горбачевой, а третий — Алле Пугачевой.

По этому случаю собралась куча народу — Игорь Николаев, Жанна Агузарова, Артем Троицкий и другие. Алла Борисовна выстроила всех в ряд и стала представлять французскому гостю. И тут я оконфузился. Оказалось, что все ходят по квартире в обуви. А я один по привычке разулся и остался в носках. Пугачева не преминула съязвить по этому поводу. «Это наш молодой композитор Олег Кваша, — сказала она Маруани. — Он написал только одну песню. И у него пока нет денег, чтобы купить ботинки».

Дальше было еще смешней. Маруани захотел немедленно включить свой компакт-диск. А у Аллы Борисовны в то время еще не было CD-проигрывателя. Чтобы спасти положение, Троицкий сказал, что она одолжила про­игрыватель соседу, а сосед уехал на дачу. «Так одолжите его у других соседей!» — недоумевал Маруани.
Пионер электронной музыки Дидье МАРУАНИ с 1983 года частенько бывает в Москве. Фото: ИТАР-ТАСС
Успокоился он лишь после трех стаканов водки. Но Аллу Борисовну, видимо, эта ситуация сильно задела. Когда все уже напились и об этом забыли, она неожиданно задумалась и спросила: «Интересно, у Раисы Максимовны есть такой проигрыватель или нет?»

К сожалению, дальнейшее сотрудничество с Пугачевой у меня как-то не сложилось. Когда был записан и исполнен «Крысолов», фирма «Мелодия» требовала от нас еще одну песню, чтобы выпустить пластинку-миньон. Мы уже договорились о записи песни «Оттепель». Но когда Пугачева приехала в Питер, разразился скандал в гостинице «Прибалтийская». «Мне сейчас не до песен, — сказала она. — Записывай „Оттепель“ с кем-нибудь другим!» В 1988 году на фирме «Мелодия» решили выпустить диск-гигант с моими песнями. Была установка, что на этом диске каждая звезда должна петь по две вещи. А у Пугачевой был только один «Крысолов». Я хотел отдать ей заглавную песню «Каждый возьмет свое». Приехал к ней в Москву. «В принципе песня симпатичная, — сказала она. — А покажи, кто еще что поет!» Я дал ей послушать Понаровскую, Долину, Боярского. И Алла Борисовна неожиданно запала на «Зеленоглазое такси». «Слушай, какая хорошая песня! — воскликнула она. — А зачем тебе Боярский? Отдай эту песню мне! У меня столько с такси связано! И вообще эта песня женская, для женского вокала. Я ее так подам, такую конфету из нее сделаю. А этот бубнеж Боярского через год забудут».
Я сразу вспомнил историю с песней «Паромщик». Первым ее записал Валерий Леонтьев. Думаете, почему Пугачева в этой песне «прыгала» то на октаву выше, то на октаву ниже? Просто это была не ее тональность. Она услышала эту песню, когда Игорь Николаев уже сводил в студии запись Леонтьева. «Игорь, блин, это моя песня! — сказала она. — Какой Леонтьев?! Я должна ее записывать». Николаев поднял лапки кверху и записал на ту же фонограмму голос Пугачевой.

Леонтьев после этого долго с ним не разговаривал и выкинул все его песни из своей программы. Я Николаева не осуждаю. Он был другом Аллы Борисовны, входил в ее свиту и не мог ей отказать. А я-то не был ее другом. Почему я должен был ради ее прихоти похерить Боярского? «Извините, Алла Борисовна, я свои решения не меняю, — сказал я. — Раз я уже отдал песню Боярскому, ее будет петь он». — «Ну, тогда я не буду тебе записывать „Каждый возьмет свое“, — сказала она. — До свидания!»